Сварка термопластичной пластмассы: описание и технология для разных способов соединения пластика

Ремонт бампера во многих случаях в разы дешевле покупки нового. Практически любой поврежденный пластиковый бампер можно отремонтировать, правда в некоторых случаях проще и дешевле купить и поставить новый. Бампер является самой повреждаемой частью кузова автомобиля. Чаще всего повреждения бампера вызываются ошибками парковки, когда водитель не заметил препятствие или не рассчитал размер свободного пространства. Бампер был изначально задуман как буфер, защищающий кузов автомобиля от повреждений. С течением времени главной функцией бампера стало обеспечивать автомобилю привлекательный внешний вид.
В своей статье мы расскажем о видах повреждений пластиковых бамперов, о том из каких материалов изготавливают бамперы, свойствах этих материалов, опишем все основные способы ремонта пластиковых бамперов, приведем пошаговые инструкции по выполнению ремонтных работ.

Виды повреждений пластиковых бамперов

Царапины

Царапинами называют несквозные повреждения поверхности бампера в виде борозд. Царапины бампера разделяются на два типа:

  • поверхностные царапины
    — нарушено только лакокрасочное покрытие бампера до слоя грунтовки.
  • Глубокие царапины
    — борозды повреждения имеют значительную глубину, при этом поврежден не только лакокрасочный слой и слой грунтовки, но и сам пластик бампера.

Не стоит слишком затягивать с устранением царапин на бампере, со временем они могут превратиться в трещины.

Царапины на бампере устраняются с помощью шлифования наждачной бумагой или шлифовальной машинкой. Поверхность бампера пришлифовывается до гладкого состояния, затем поверхность бампера шпаклюется, грунтуется и красится.

Вмятины

Вмятинами называют деформации поверхности пластикового бампера из-за местного растяжения пластмассы. Вмятины образуются из-за сильного механического воздействия на бампер. Вмятины часто сопровождаются царапинами и трещинами.

Для устранения вмятины деформированную часть бампера нагревают с помощью строительного фена или газовой горелки. Когда деформированный участок бампера размягчиться, вмятину распрямляют, возвращая бамперу правильную форму.

Трещины

Трещинами называются сквозные повреждения бампера, имеющие разную длину и форму. Трещины являются самым распространенным видом повреждения бампера. Не устраненные вовремя трещины, со временем под действием вибрации увеличиваются в длину. Существуют разные способы ремонта трещин бампера: сваривание термофеном, склеивание стекловолокном и жидким полимером, впаивание металлической сетки или металлических скобок паяльником. Выбор способа ремонта зависит от материала из которого изготовлен бампер и размеров и внешнего вида повреждения.

Сколы

Сколами называют сквозные повреждения бампера с отделением от бампера отдельных фрагментов. Сколы чаще всего появляются по краям бампера после столкновения автомобиля с препятствиями. Способы ремонта сколов бампера аналогичны способам ремонта трещин.

Монтаж труб ПВХ

Монтаж и соединение пластиковых труб осуществляется значительно проще, чем металлических трубопроводных изделий и занимает минимум времени. Трубы ПВХ можно соединить методом пайки, используя паяльник для труб ПВХ. Этот способ не нуждается в предварительных, специальных подготовительных работах.

Прибор для проведения сваривания изделий

Сварочный аппарат для труб ПВХ предназначен для стыковки изделий друг с другом. Он имеет нагревательный элемент, в который устанавливаются специальные гильзы необходимого диаметра. Благодаря встроенному индикатору прибора, осуществляется контроль над температурой нагрева. Работает утюг для труб ПВХ от промышленной сети переменного тока.

Сварочный аппарат (утюг) для ПВХ труб

Разогревающее тепло трубам передается от предварительно раскаленных гильз. Они обеспечивают расплавление наружной поверхности трубы для осуществления эффекта молекулярной диффузии соединяемых поверхностей. Гильзы покрываются специальным материалом (тефлоном), благодаря которому к ним не прилипает расплавленный материал трубы. Работа с прибором осуществляется только в специальных перчатках для недопущения получения ожогов.

До отвердения ПВХ материала после пайки необходимо ветошью или деревянной лопаткой очистить поверхности от остатков оплавления. После остывания соединения проделать эту операцию без повреждения поверхности трубы будет проблематично.

Соединение изделий может осуществляться по одной из следующих технологий сварки:

  • Муфтовой, когда концы труб для соединения входят в дополнительную муфту.
  • Раструбной, когда один конец трубы имеет специальное расширение для входа в него конца другого изделия.
  • Встык. Такой способ используется для соединения трубопроводных изделий в диаметре более чем 63,0 мм. Считается наиболее эффективной и надежной именно стыковая сварка. Такой метод состыковки является также наиболее долговечным.

Также стоит отметить способ клеевого соединения или холодную сварку ПВХ труб.

Оборудование для пайки труб большого диаметра встык

Соединение ПВХ изделий по раструбной технологии

Рассмотрим более подробно, как осуществляется пайка труб ПВХ с применением раструбной технологии. Для этого способа при монтаже продукции до 40,0 мм в диаметре достаточно использовать ручной специальный аппарат для сваривания изделий. Если же соединению подлежат изделия большого диаметра, необходимо использовать стационарное оборудование для ПВХ труб, обеспечивающее точную предварительную их центровку.

Для осуществления пайки труб необходимо:

  1. Надежно установить на горизонтальную поверхность аппарат для сварки. Обеспечить полную неподвижность прибора.
  2. Соединяемые концы труб должны быть отрезаны острым ножом или специальными ножницами строго под прямым углом.
  3. Включить прибор и подождать некоторое время, необходимое для нагревания насадок до высокой температуры (около 260ºС).

Следует помнить, что при меньшей температуре нагрева не гарантируется прочность и герметичность соединения. В случае перегрева муфт произойдет разрушение структуры материала труб, что приведет к потере ее прочности.

  1. Далее на разогретые насадки необходимо поместить трубные изделия на небольшое время, до начала расплавления конца трубы, который вставляется в раструб. При соединении необходимо обязательно контролировать, чтобы не возникло перекосов.

Конец трубы и фитинг надевают на разогретые насадки

  1. После проведения пайки обеспечить неподвижность соединенных элементов на несколько минут до окончательного отвердевания стыка.

Таким образом, используя специальный инструмент можно самостоятельно за короткое время проводить соединение ПВХ продукции. Полученные соединения характеризуются герметичностью и прочностью на протяжении продолжительного периода эксплуатации.

Виды материалов бамперов

Бампера современных автомобилей могут быть изготовлены из разных видов пластика. Перед началом ремонта для выбора правильного способа ремонта следует определить вид пластика. Проще всего это сделать, взглянув на внутреннюю сторону бампера, где вид используемого для изготовления бампера пластика должен быть обозначен с помощью буквенного кода. При отсутствии маркировки на обратной стороне бампера, вид пластика можно определить по косвенным признакам, подвергая испытаниям отломившийся кусок бампера. Опытные мастера определяют тип пластика по одному внешнему виду.

Основными видами пластиков, используемых для изготовления пластиковых бамперов, являются:

  • PP — полипропилен
    , гибкий и прочный на разрыв, размягчается при нагреве, горит ясным пламенем, синим в основании и желтой вершиной, при горении не образует копоти, образует капли во время горения, при горении выделяет запах напоминающий нефть или воск, не гасит себя, не растворяется в ацетоне. Хорошо сваривается феном, паяется паяльником, использование армирующего материала не обязательно. При сварке и пайке важно соблюдать температурный режим. Температура плавления 300℃, температуру сварки 300-340℃, температура разрушения 350-370℃.
  • ABS — акрилонитриловый бутадиен стирол
    , хрупкий, при сгибании изгиб белеет, горит со вспышками, оранжевым пламенем, сильно коптит, быстро переходит из твердого состояния в жидкое, очень текучий, при перегреве пузыриться, при горении пахнет каучуком, не гасит себя, легко растворяется в ацетоне. Сваривается феном, паяется мощным паяльником, газовой горелкой, склеивается. Температура плавления 350℃, температуру сварки 350-370℃, температура разрушения 380-400℃.
  • PA — полиамид,
    при сгибании изгиб белеет, горит плохо, желтым пламенем с синим основанием, при горении тает, пенится, выделяет резкий запах муравьиной кислоты, гасит себя, не растворяется в ацетоне. Сваривается феном, паяется мощным паяльником, газовой горелкой, склеивается. Температура плавления 400℃, температуру сварки 400-440℃, температура разрушения 450-470℃.
  • PUR — полиуретан,
    с трудом поддается свариванию и пайке, требует хорошего армирования. Сваривается феном, паяется паяльником с точной регулировкой температуры. Важно не перегревать деталь. Температура плавления полиуретана 200℃.
  • PC — поликарбонат
    , горит желтым пламенем, со вспышками и пылающим пеплом, при горении издает запах карамели, частично гасит себя. Температура плавления 350℃, температуру сварки 350-370℃, температура разрушения 380-400℃.
  • PE — полиэтилен
    , горит ясным пламенем, с желтой вершиной и синим основанием, во время горения образует капли и издает запах напоминающий стеарин, не гасит себя. Температура плавления 270-300℃.
  • PVC — поливинилхлорид
    . Сваривается феном, паяется паяльником. Шов нужно обязательно армировать, из-за невысокой прочности ПВХ. Температура плавления 300-400℃.
  • Стеклопластик
    — не имеет особой маркировки, ремонтируется накладыванием в несколько слоев стеклотканью и пропитыванием ее полиэфирной или эпоксидной смолой.

Можно ли спаять пластик? Какой «припой» для этого нужен?

Если Вы изучали химию, то вспомните, что пластмасса бывает термореактивная и термопластичная… термопластичную легко будет спаять, т. к. при разогревании она размягчается, а при охлаждении затвердевает, приобретая заданную форму… для термореактивной надо подбирать растворители…

можно простым паяльником используя кусочек такого же пластика

пластик пластику рознь. Какой именно и с чем?

дихлорэтаном попробуй!!!

Какой именно? Есть какие-либо символы или буквы на образце? Разную пластмассу клеят разным клеем.

Строительный фен берете разогреваете и все прекрасно паяется пластик плавится и схватывается на смерть

Термопласты можно паяльником И хорошо армировать стык железной проволокой для прочности

Способы ремонта пластиковых бамперов

Сварка бампера присадочными прутками и феном

Сварка бампера с помощью присадочных прутков и фена является самым прочным способом ремонта пластиковых бамперов. С процессе сварки, при плавлении присадочного прутка и бампера получается монолитное соединение, не уступающее по прочности целому, не подвергавшемуся ремонту бамперу. Сварка бампера феном позволяет заделывать трещины и сколы бампера.

Для качественной сварки бампера желательно использовать фен (термовоздуходувку) с плавной регулировкой температуры и регулировкой подачи воздуха. Для фена понадобятся комплект насадок для сварки. Лучше всего для сварки пластиковых бамперов подходит сварочная насадка с соплом диаметром 5-7 мм.

Для сварки пластиковых бамперов используют специальные присадочные прутки. Присадочные прутки могут быть плоской, треугольной, круглой формы. Прутки обязательно должны быть из того же вида пластика, что и бампер. При отсутствии прутков можно их заменить тонкими полосками вырезанными из другого бампера, который должен быть изготовлен из такого же пластика, что и бампер ремонтируемого автомобиля.

При ремонте больших трещин и пробоин может потребоваться использование армирующего материала, в качестве которого используются металлическая сетка или скобы от строительного степлера. Сетка и скобы нагреваются феном и вдавливаются в пластик с внутренней стороны бампера.

При ремонте пластикового бампера важен нагрев до нужной температуры. При нагреве до температуры пластичности, пластику можно придать определенную форму, загнуть его в нужном направлении. При нагреве до температуры плавления, пластик можно сваривать, соединяя детали между собой. При нагреве до температуры разрушения, пластик застывает, но сварной шов содержит продукты разложение пластика и не обладает необходимой прочностью.

Сварку пластикового бампера производят в следующем порядке:

  • бампер зачищают по обе стороны от будущего сварного шва на ширину 15 мм. Концы трещин засверливают для предотвращения их дальнейшего роста. С помощью дремеля с конусной насадкой или с помощью болгарки снимают фаску с обоих сторон будущего шва, так чтобы образовалось углубление в виде канавки, в которую в дальнейшем уложиться расплавленный присадочный пруток.
  • Трещину или части сломанного бампера соединяют и фиксируют специальными зажимами, струбцинами-прищепками или металлическим скотчем.
  • На фене выставляют температуру около 300-350 градусов и прогревают его в течение 5-10 минут для стабилизации температуры горячего воздуха. Сначала лучше выставить меньшую температуру на фене, затем если пруток не плавиться, ее постепенно повышают.
  • Для облегчения начала процесса сварки, конец прутка нужно заострить. При сварке пруток держат под углом 45 градусов, придавливая с усилием в сторону шва. Поток горячего воздуха должен быть направлен таким образом, чтобы плавился не только пруток, но и тонкие края бампера на месте шва. Пруток расплавляется и под усилием надавливания, укладывается в подготовленную канавку.
  • При необходимости сварку можно производить в два этапа: сначала короткими швами (прихватками) по всей длине скрепляют края поврежденного участка бампера, затем производят окончательную сварку.
  • Для усиления сварного шва без использования армирующего материала некоторые мастера делают поперечные перемычки из присадочного прутка с внутренней стороны бампера через каждые 3–5 см.
  • Получившийся шов должен быть гладким и возвышаться над свариваемой поверхностью. Сначала бампер сваривают с внутренней стороны, затем с лицевой стороны.
  • Бампер после сварки должен остыть в течение 5-10 минут, за это время не стоит проверять сварной шов на прочность или производить бампером резкие движения, все это может привести к нарушению целостности шва.
  • После полного остывания пластика бампера следует срезать все выступающие неровности, а затем отшлифовать бампер с помощью наждачной бумаги.

Цвета

Популярность силиконового герметика вызвала необходимость расширения его видов и появления самых разнообразных вариаций как по составу, так и по цвету.

Исходя из внешних характеристик, можно выделить несколько.

  • Бесцветный. Чаще всего применяется в работе с сантехникой, если нужно убрать швы или соединить элементы. Можно применить его при установке новой мебели на кухню, обработав незащищенные поверхности, куда может попадать влага.
  • Цветной силикон. Имеет характерный состав, благодаря которому не окрашивается впоследствии, потому необходимо покупать средство уже с определенным пигментом. Чаще всего на полках магазинов можно встретить белый, серый, бежевый, коричневый и другие варианты.

Кроме этого, в зависимости от сферы использования выделяют еще ряд вариантов герметика.

Битумный. С его помощью можно справиться с трещинами в цоколе и фундаменте, искоренить повреждения черепицы и шифера. Использовать можно с самыми разнообразными поверхностями. Это влагостойкий вариант, который не боится перепадов температур и имеет хорошую агдезию.

  • Санитарный. Используется в помещениях, где высокий уровень влажности. Отличительным свойством является наличие противогрибковых и противобактериальных компонентов.
  • Термостойкий. Используется в промышленности. Основное назначение – сборка насосов, моторов, печей, герметизация труб отопления, при электромонтажных работах.

Пайка бампера паяльником

С помощью пайки паяльником можно устранять трещины и сколы на пластиковых бамперах. Лучше всего паяльником получается паять бампера из полиамида, хуже из полипропилена, бампера из пластика ABS паяльником лучше не ремонтировать.

Паяльник не имеет возможности регулировки мощности, поэтому очень трудно выдержать нужную температуру, что приводит к перегреву. Паяльником очень сложно прогреть пластик на нужную глубину и температуру, что приводит к невозможности получить однородно-монолитное соединение.

Для пайки бамперов из полиуретана, полипропилена, поливинилхлорида (ПВХ) используют паяльник мощностью 80 Ватт. Для пайки бамперов из полиамида и пластика ABS используют паяльник мощностью 100 Ватт.

При ремонте бампера из тонкого пластика, в случае, если место повреждения имеет неровные края или находится у края бампера или имеет трудную форму, то при пайке используют металлическую армирующую сетку. При ремонте небольших повреждений вместо металлической армирующей сетки можно использовать металлические скобы для строительного степлера, которые впаивают через 2 см вдоль всей длины трещины. Небольшие повреждения можно запаивать вообще без армирования.

Пайку пластикового бампера с помощью паяльника производят в следующем порядке:

  • из металлической армирующей сетки вырезают заплатку, по размерам чуть больше размеров повреждения на бампере.
  • Армирующую сетку впаивают паяльником во внутреннюю поверхность бампера, соединяя разорванные края трещины. Сетку нужно постараться утопить как можно глубже в пластик, но не повредить при этом лицевую сторону бампера.
  • Паяльником пропаивают шов с внешней стороны бампера, расплавленным пластиком замазывая армирующую сетку.

При ремонте небольших повреждений, когда не используется армирующая сетка, острым жалом паяльника с внутренней стороны бампера делают поперечные насечки через 1–2 см для предварительной фиксации краев повреждения, затем плоской стороной жала паяльника заполняются оставшиеся зазоры и выравнивают поверхность. Затем тоже самое делают с лицевой стороны бампера.

Подбор сварочных прутков

Данные элементы играют роль электродов. Их применяют при пайке листового пластика, труб, полиэтиленовых предметов. Размер стержней бывает разным, как и их форма. Диаметр круглых прутков составляет 3-7 мм. Стержни с квадратным сечением отличаются большими размерами.


Сварочные прутки для пластика могут изготавливаться из самых разнообразных материалов.

Для соединения полимерных изделий применяют 2 типа расходного материала:

  1. Полиэтиленовые стержни. Отличаются достаточно низкой температурой плавления. Применяются для сварки изделий из соответствующего материала с помощью фена.
  2. Полипропиленовые прутки. Элементы не деформируются, не утрачивают рабочих качеств при длительном хранении. Изделия используются при сборке и ремонте конструкций из листового полипропилена. Электроды из этого материала применяются совместно с экструдерами, расплавляющими их до жидкого состояния.

Пайка бампера с помощью газовой горелки

Паять пластиковый бампер газовой горелкой не получится, из-за слишком высокой температуры, которая может достигать 1000 градусов. Для использования газовой горелки для пайки необходимо приобрести специальную насадку-пламегаситель, либо воспользоваться газовым паяльником Dremel, где такая насадка входит в комплект.

Пайка газовой горелкой не отличается от сварки феном:

  • с краев будущего шва снимается фаска.
  • Газовая горелка с насадкой подносится к зоне шва, пламенем горелки расплавляется присадочный пруток и края трещины, пруток вдавливается в канавку шва.
  • После остывания место шва зачищается и шлифуется.

Большинство мастеров, занимающихся ремонтом пластиковых бамперов, используют газовую горелку не для пайки, а в качестве дополнительного инструмента при других способах ремонта бампера, например для нагрева армирующей сетки или степлерных скоб.

Инструмент пластической сварки

Традиционный инструмент пластической сварки горячим воздухом — пневматический пистолет — экструдер. Инструмент содержит корпус, оснащённый нагревательным элементом — соплом. Экструдер — это своего рода бесконтактный паяльник, разработанный под высокие требования спайки.

Поток воздуха и температура регулируются инструментом в заданном диапазоне. Основной элемент экструдера – сопло, как правило, являются сменным аксессуаром. Поэтому под любой материал пластической сварки нетрудно подобрать подходящую конфигурацию сопла, настроить поток воздуха и температуру.

Чаще всего в качестве инструмента применяются ручные экструдеры. Устройства выпускаются разные по конфигурации и техническим параметрам, поэтому выбор под конкретную задачу ничем не ограничивается.

Конечно, для достижения оптимальных результатов пластической сварки важно выбрать правильный инструмент. Решающими критериями отбора здесь являются:

  • тип обрабатываемых пластмасс,
  • толщина свариваемых материалов,
  • требования к продукции,
  • опыт сварщика.

Одним из примеров ручного экструдера удачно выглядит разработка — ручной экструдер серии «WELDPLAST».


Ручной инструмент для профессиональной деятельности. Обеспечивает обработку практически всех видов пластмасс, подлежащих свариванию. Накладывает качественный крепкий шов

Компактная модель экструдера «WELDPLAST S1» позволяет добиться идеального качества шва. Аппарат поддерживает работу с прутками сечением 3 — 4 мм.

На корпусе есть встроенная светодиодная индикация. Удобная панель управления, обеспечивают мониторинг процесса. Поддерживается пластическая сварка всех типичных видов материала: PVC, PE, PP, PA, PVDF, ECTFE.

Склеивание

Склеивание с помощью стеклоткани и эпоксидной или полиэфирной смолы применяют для ремонта бамперов из стеклопластика, а в некоторых случаях и для ремонта бамперов из твердых тугоплавких пластмасс. Недостатком ремонта бампера таким способом является невысокая прочность и хрупкость места ремонта.

Склеивание бампера с помощью стеклоткани и эпоксидной или полиэфирной смолы производят в следующем порядке:

  • зачистите лицевую и обратную сторону бампера в месте повреждения с помощью мелкозернистой наждачной бумаги на 5 см от края трещины, скола или пробоя.
  • С лицевой стороны бампера заклейте место повреждения скотчем.
  • Обезжирьте края повреждения с обратной стороны бампера.
  • Вырежьте из стеклоткани несколько заплат по размерам на 5 см больше места повреждения.
  • В пластиковой емкости смешайте смолу с отвердителем в пропорциях указанных производителем, тщательно перемешайте.
  • Нанесите кисточкой смолу на место повреждения с внутренней стороны бампера.
  • Наложите заплатку из стеклоткани на место повреждения и разгладьте ее.
  • Промажьте смолой и наложите следующую заплатку из стеклоткани, повторяйте пока толщина слоя не достигнет примерной толщины бампера.
  • После подсыхания смолы с внутренней стороны бампера, снимите скотч с лицевой стороны, сгладьте края вокруг повреждения и сформируйте впадину.
  • Обезжирить поверхность зоны ремонта с лицевой стороны бампера.
  • Нанесите с помощью кисти смолу, приложите заплатку из стеклоткани, разгладьте ее.
  • Повторяйте наносить кистью смолу и накладывать заплатки из стеклоткани пока не достигните одного уровня с поверхностью бампера.
  • Полностью просушите бампер.
  • Тщательно отшлифуйте поверхность бампера мелкозернистой наждачной бумагой.

Основные разновидности клеев

Если вам необходим клей для пластмассы, то следует знать, что он имеет две разновидности: термореактивный и термопластичный состав. В качестве основы первого выступают эпоксидные, термореактивные и полиэфирные смолы. Вторую категорию клеев можно подразделить на два направления, первое изготавливается на базе каучуков, тогда как второе – на основе смол.

Термопластичные составы размягчают материалы и растворяются под влиянием температуры. Если проводить их сравнение с термореактивными, они не изменяют свою химическую структуру при склеивании, что является существенным плюсом. Клей для полипропилена можно разделить еще и по количеству составляющих, такие смеси могут быть одно- или двухкомпонентными. Первые представлены в готовом виде в одной упаковке. Сюда можно отнести клей «Момент» для полипропилена. А вторые расфасованы по двум упаковкам, в каждой из которых содержатся ингредиенты для смешивания. В качестве примера однокомпонентного состава можно рассмотреть Cosmoplast 500, который используется для соединения профилей в оконном производстве. Если же вам необходим двухкомпонентный состав, то можно использовать эпоксидный клей для пластмассы, который изготавливается на основе отвердителя и эпоксидной смолы. Двухкомпонентный клей обладает преимуществом, которое выражено в длительном сроке хранения. Причина в том, что перед соединением ингредиенты не вступают в контакт и отвердевания не происходит.

Шпаклевка

Шпаклевку пластикового бампера производят для восстановления геометрии бампера и выравнивания его поверхности. Шпатлевку на носят на участок бампера, на котором находится повреждение, выравнивают ее, дают высохнуть, затем шлифуют с помощью наждачной бумаги. Шпаклевку в большинстве случаев наносят несколькими слоями.

Грунтовка

Перед покрытием бампера грунтовкой, его тщательно моют водой и дают высохнуть. Затем наносят грунтовку, дают ей высохнуть, затирают грунтовку наждачной бумагой с зернистостью 800. Бампер еще раз моют водой и затем наносят второй слой грунтовки. Когда грунтовка полностью высохнет, бампер осматривают с использованием лампы, бампер должен иметь идеально ровную поверхность.

Покраска

Покраска пластикового бампера выполняется в 2-3 слоя, с сушкой между слоями в 5-10 минут. После полного высыхания краски, на бампер в два слоя наносится лак. Между двумя слоями лака также делается промежуточная сушка. После окончания покраски, производится осмотр поверхности, в случае обнаружения подтеков краски, производится легкая шлифовка и полировка.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]