Как выбрать горелку для полуавтомата сварочного?

Выход на рынок компактных аппаратов для полуавтоматической сварки и их высокая популярность поспособствовали расширению применения сварки практически во всех сферах жизни человека. Так, при помощи полуавтоматической осуществляются различные кузовные ремонты автомобилей. Сварка используется также в промышленном или же частном строительстве. С их применением производят различные металлоконструкции.


В процессе работы с аппаратом некоторые комплектующие имеют свойство изнашиваться и приходят в негодность. Одна из таких комплектующих этого оборудования – рукав для сварочного полуавтомата. В процессе эксплуатации, элементы подвержены различным внешним факторам:

  • Высокие температуры в процессе сварки.
  • Капли расплавленного металла.
  • Царапины.
  • Различные перегибания.

Внутри рукава его направляющие истираются проволокой, которая подается к зоне сварки. Естественно, все эти воздействия неблагоприятно влияют на аппарат и выводят его из строя. Зачастую, рукав для сварочного полуавтомата ломается самым первым.

Типы

Современные производители сегодня предлагают два вида сварочных рукавов. Это может быть непосредственно рукав или же горелка. При этом внешний вид этих изделий ничем не отличается друг от друга. Оба эти наименования обозначают один и тот же аксессуар.

Так, сварочная горелка-рукав полуавтоматов состоит из трех основных элементов. Это непосредственно горелка, рукав, а также разъемы для их соединения. К сожалению, сейчас трудно найти в продаже рукава отдельно. Но можно приобрести почти все составные элементы конструкции или найти аналоги.

Классификация

Сделать выбор рукава для газовой сварки будет проще, если заранее узнать, какие их типы существуют. Есть всего три вида, каждому соответствует свой класс:

  1. Первый класс пригодится для работы с пропаном, бутаном и ацетиленом, такой шланг выдержит давление не более 0,63 Мпа.
  2. Рукав для сварки второго класса пригодится для жидкого топлива, например, керосина или бензина, и даже растворителя white spirit.
  3. Третий класс позволяет полуавтомату работать только с одним газом — кислородом.

Чтобы шланги было легко отличить друг от друга, они окрашены в разные цвета. Первый класс всегда красный, второй — желтый, а третий — синий. Есть также четвертый, универсальный вид, его обозначают черным или любым другим, отличным от трех базовых, цветом.


Разновидности рукавов для газовой сварки по ГОСТ 9356-75

Ограничения есть и в условиях эксплуатации. Некоторые рукава для газовой сварки могут применяться при экстремальной температуре окружающей среды в +70 градусов, но при этом она не может оказаться ниже -35. Если предполагается работа в очень холодных климатических условиях, можно приобрести шланг для сварки, который сможет работать и при -55.

Температурные возможности шлангов для сварки могут отличаться из-за их производителя.

Устройство

Итак, рукав для сварочного полуавтомата состоит из резиновой оболочки. Под ней находится достаточно сложная начинка. Так как для полуавтоматической сварки необходима специальная проволока, то в сварочном рукаве находится сложная система. Она представляет собой направляющий канал, подающую спираль. Также внутри может быть трубка из тефлона. У фирм, что производят комплектующие для сварки, может быть разное устройство рукава сварочного полуавтомата.


Также для процесса работ необходимо наличие защитного газа. Для подачи его используется отдельный шланг. В зависимости от того, какой марки и модели аппарат, процесс транспортировки и подачи в зону работы проволоки и газа может различаться. Вместе с коаксиальным существует и параллельный тип.

Внутри рукава также проходит положительный силовой кабель от сварочного к трансформатору. Этот шнур идет к токовому наконечнику, расположенному на горелке. Также имеется два тонких провода. Они подключены к пусковой кнопке.

Технические особенности

Для правильной сварки полуавтоматом устройству потребуется три комплектующих:

  • Сварочный пистолет, называемый горелкой.
  • Шланг, который называют «сварочный рукав».
  • Разъем, позволяющий подключить шланг к горелке.

При использовании горелки шланг чаще остальных деталей выходит из строя, так как он истирается проволокой изнутри, подвержен влиянию внешней среды и механическим деформациям. Все дело в его конструкции, так как это своеобразный многослойный шланг, у которого есть внутренний слой, непосредственно контактирующий с газом, а также внешний — защитный, резиновый. Слоев может быть сколько угодно, в зависимости от технологии производства, разделяются они специальным нитяным каркасом, который придает прочности всему шлангу для сварки. Каркас может быть сделан проволочной нитью или стекловолокном.

Расходный материал

Рукав для сварочного полуавтомата является расходным материалом, а точнее, спираль, отвечающая за подачу проволоки. Также эту деталь называют каналом для подачи, направляющим элементом.


В качестве материалов для ее производства используется проволока либо лента из стали. Однако, последняя может изготавливаться и из пластика. Проволока или же лента наматываются в виде спирали. Далее она покрывается снаружи изоляционными материалами.

Из-за того, что проволока постоянно трется о внутреннюю поверхность рукава, то внутренние элементы активно изнашиваются. Этому также способствует пыль и грязь, попадающая внутрь вместе с проволокой. Особенно активному износу подвержен канал, если работа ведется алюминиевой проволокой. Для работ с алюминиевым материалом применяют тефлоновые трубки.

Эти направляющие каналы являются «расходниками», которые необходимо периодически менять. Также замене подлежит и газовый шланг. Он подвержен разрывам.

Конструкция шлангов для сварочных аппаратов

Шланг для аргонной сварки, газовой горелки или резака представляют собой многослойный трубопровод, тело которого армировано нитяным каркасом. То есть такой шланг состоит из внутренней «трубы», которую оплетают нитями силового каркаса и покрывают еще одним, внешним слоем.

В качестве конструкционного материала для «внутренней» трубы и внешнего слоя используют эластичный материал с высокой стойкостью к прокачиваемым средам (горючим газам, аргону, гелию и кислороду). Обычно в качество такого материала избирается техническая (черная) резина.

Причем внешний слой изготавливается либо из той же черной резины, либо из вулканизированного каучука с морозостойкими добавками, в который добавляют колер, облегчающий идентификацию шлангов.

В качестве армирующего покрытия используют нить или стекловолокно. Причем покрытие наматывают на «внутреннюю» трубу из черной резины перед нанесением внешнего слоя.

Классы сварочного шланга

Классификация шлангов связана с особенностями их эксплуатации. То есть на класс шланга влияет тип сварочного аппарата, к которому подсоединяется такой «трубопровод» и тип транспортируемого по нему вещества.

Исходя из этих признаков, существуют:

  • Кислородные шланги, которые способны выдержать высокое давление (до 20 атмосфер!). В общем классификаторе кислородные шланги относятся к третьему классу. Маркировка – синий цвет внешнего покрытия.
  • Газовые шланги, которые выдерживают давление до шести атмосфер. В общем каталоге такие шланги относятся к первому классу. Причем к этой категории следует отнести и шланги для газовой сварки или резки, по которым транспортируют «горючее» (ацетилен, пропан или бутан), и шланги для аргонодуговых аппаратов, по которым транспортируют инертный газ. Маркировка – черный цвет внешнего покрытия с красной полосой.
  • Шланги для жидких топливных смесей, работающие под давлением до шести атмосфер. Эта разновидность относится ко второму классу, используемому в топливопроводах, подающих бензин, керосин и прочие горючие углеводы. Маркировка – черный цвет внешнего покрытия с желтой полосой.

Причем сортамент шлангов основан на делении по диаметру и классу морозостойкости. По первому признаку шланги делятся на несколько разновидностей сортамента с диаметрами (внутренними) от 6 до 16 миллиметров.

По второму признаку шланги делятся на две группы: первая – рассчитана на эксплуатацию в пределах от – 30 до 70 градусов Цельсия, вторая – на эксплуатацию в пределах от – 55 до 70 градусов Цельсия.

В продажу все разновидности сортамента поступают в 100-метровых бухтах. Цена шлангов для сварки зависит от их класса, пропускного диаметра и привязана к метражу (по длине). Соответственно, самый дорогой шланг – кислородный (он прочнее), а «бензиновые» и газовые разновидности стоят немного дешевле.

Причины выхода элемента из строя

Если рукав полуавтомата сварочного с механическим клапаном вышел из строя или же устройство получило механические повреждения, деталь требует ремонта, либо замены. Чтобы не тратить лишние средства, вначале необходимо продиагностировать узел.


Если сварочный шов получается некачественным, то это напрямую зависит от того, в каком состоянии находится рукав. Плохой шов может быть вызван заеданиями проволоки внутри элемента или же недостаточным количеством газа. Обе причины являются основанием для замены рукава отдельно, или вместе с горелкой. Последний вариант используют редко. Чаще покупают один новый элемент, либо делают сварочный рукав для полуавтомата своими руками.

Технические требования к сварочным рукавам

Нормативный документ, регламентирующий требования к характеристикам сварочных рукавов — межгосударственный стандарт ГОСТ 9356-75. Согласно этому ГОСТ, конструкция рукавов должна быть многослойной, с внутренним и наружным слоями из резины и расположенного между ними армирующего каркаса из хлопчатобумажных или полимерных волокон. Прочность связи между слоями должна быть не менее 2 кгс/см2 для хлопчатобумажного каркаса или 1,5 кгс/см2 для каркаса из непропитанных нитей их химических волокон.

Предложения рынка и цены

Стоимость детали из комплекта вместе с горелкой начинается от полутора тысяч рублей. Наиболее дорогое устройство стоит около 12 тысяч. Каналы для транспортировки проволоки обойдутся максимум в 200-400 рублей.


Если нужна тефлоновая трубка, то она стоит максимум 500-1000 р. Рукава отечественного производства можно приобрести за 20-40 р. за каждый погонный метр. Диаметр такого шланга составляет 6,3 мм. Поэтому приобретать рукав комплектом не обязательно. Из купленных расходных материалов можно изготовить отличный самодельный рукав для сварочного полуавтомата.

Как выбрать?

Итак, вы знаете, какие бывают шланги для газовой сварки и резки. Но на что еще обратить внимание при выборе рукава? Какие параметры не указаны в маркировке? Мы дадим несколько простых рекомендаций, которые помогут вам в выборе подходящего шланга.

Перед покупкой проверьте, насколько рукав гибок и прочен. Он должен быть достаточно эластичным и не деформироваться при малейшем скручивании. Разумеется, не нужно вязать узлы из шланга. Просто оцените, насколько качественно он сделан и нет ли заводских дефектов. Любой приобретенный вами рукав для газовой сварки должен быть достаточно эластичным и не иметь трещин, отверстий и т.д.

Не надейтесь на «авось» и не покупайте обычные шланги для работы при низких температурах. Они просто не предназначены для этого. Лучше сразу приобретите морозостойкий рукав, чтобы потом не создавать себе дополнительных проблем из-за небольшой экономии.

По нашему опыту, чаще всего сварщики ищут сварочный рукав для полуавтомата, чтобы варить в среде аргона. Сразу скажем, что для таких случаев отлично подходит шланг первого класса (он окрашен в красный цвет). Что касается длины кабеля, то она может достигать 4.5 метра. Но мы не рекомендуем покупать такие длинные рукава. Они часто скручиваются и недостаточно эффективны в работе. Оптимальная длина шлангов для газовой сварки и резки — около 2-2.5 метров.

Пара слов о применении и хранении. Следите, чтобы шланги не пережимались и не скручивались. Как в работе, так и при хранении. Пусть рукава лежат в чистом и сухом месте, закрытом от пыли. С виду шланги могут быть достаточно прочными, но их оболочка не всегда способна противостоять влаге, грязи и тем более искрам.

Вот и все, что вам нужно знать о выборе и хранении шлангов. Учитывайте, что сварочные рукава это такие же комплектующие, как и горелка, например. Они так же нуждаются в своевременной замене. Не нужно эксплуатировать один кабель годами, а затем удивляться, почему вы не получаете необходимый вам результат.

Как выбирать

При покупке комплектов для полуавтоматической сварки, необходимо учитывать несколько важных факторов. Так, нужно знать модель аппарата и его функции. Это могут быть работы в средах инертных или активных газов, аргонодуговая сварка или же работа с порошковой проволокой. Стоит учитывать, каким образом устроены соединительные элементы. Наиболее популярный вариант – это KZ-2. Важны и эргономические характеристики горелки. Ручка должна удобно сидеть в руке, а кнопка — быть достаточного размера.

При выборе стоит обратить внимание на диаметр проволоки, для которой предназначен тот или иной аппарат. С обыкновенными сварочными устройствами используют проволоку диаметром от 0,6 до 1,6 мм. Но конкретные устройства могут работать и с более узкими диапазонами размеров – например, 0,2-0,6 мм.


Немаловажный момент при выборе – максимальные токи и толщина рукава. Оптимальная для любых сварочных работ – 3 мм. Но в продаже можно найти изделия и большей длины.

Что нужно знать при выборе

Для того, чтобы вы не ошиблись в подборе сварочного рукава, мы предоставим несколько простых советов, укажем те детали, на которые стоит обратить внимание при покупке шланга.

Первым делом, перед приобретением, нужно убедиться в гибкости и прочности товара. Проверьте отсутствие заводского брака. Дефектами можо назвать любые трещины, отверстия, неровности слоев, т.д.

Но такую проверку нужно делать аккуратно, чтобы своими руками не деформировать шланг.

Основываясь на практике можно сделать вывод, что самым ходовым является рукав для варения полуавтоматом в аргоновой среде. С этой задачей отлично справляются шланги первого класса.

Самая удобная по нашему мнению длина – 2-2.5 метра, хотя максимальная отметка может достигать почти пяти метров.

Очень важно контролировать, чтобы приспособления не скручивались и не придавливались. Это касается как эксплуатации, так и просто хранения шлангов.

Для того, чтобы рукав прослужил вам дольше, сохранив качество, желательно хранить их в сухих, защищенных от пыли и мусора помещениях. Так оболочка сохранит свою прочность дольше.

Мы постарались учесть все, что стоит знать при выборе и использовании газовых шлангов. Но главное – помнить, что рукав – это комплектующая, которая изнашивается со временем, и обязательно требует замены.

Ведь если пользоваться одним и тем же шлангом десятками лет, вряд ли будет достигнут необходимый, качественный результат.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]