Позолота — это драгоценное покрытие в различных областях от кондитерских изделий до церковной утвари. Золочение металла в домашних условиях

Опубликовано: 1.12.2012 Рубрика: Дизайн и интерьер, Самоделки и поделки Просмотров: 20758

Декоративное золочение своими руками

Золочение — очень древняя техника декоративной отделки. Оно применялось еще в доисторические времена. И действительно, самородное золото — один из первых металлов, ставших известным человеку. Да и потом, в бронзовый и железный века, ничто не могло сравниться с благородным металлом по интенсивности цвета, глубине тона, мягкости блеска. И мастер, сделавший клинок, считал своим долгом украсить его золотым узором. Иначе работе недоставало последнего штриха.

Киевская Русь славилась золотых дел мастерами с незапамятных времен. Впрочем, в историю они таки попали. В летописях упоминается о том, что великий князь Владимир повелел украсить золотыми усами серебряную голову Перуна. И было это еще до крещения Руси!

В IX-X веках золото стали применять в более широких масштабах; им украшали детали архитектурных сооружений. Так, в 1113 году по велению князя Святополка, внука Ярослава Мудрого, в Киеве вызолотили купола Михайловского собора, и стал он с тех пор называться Златоверхим. Сохранился и другой интересный памятник, подтверждающий искусство древних мастеров, — медные двери собора в Суздале с золотым рисунком на черном лаковом фоне. В те времена нагрев при золочении производили на углях, а протравливали металл клюквой. Тем не менее золотое покрытие не старилось веками, несмотря на то, что находилось на открытом воздухе и его касались тысячи рук!

Золотая отделка старого подсвечника сделала его нарядным и торжественным. Осталось лишь декорировать его красными шарами и зажечь свечи. Дом готов к Рождественскому вечеру.

Декоративное золочение

Драгоценные металлы во все времена использовались в отделке и декорировании интерьеров дворцов, создавая впечатление немыслимого богатства и роскоши. Но существует возможность сделать небольшой предмет сверкающим и без больших финансовых затрат.

Золочение — процесс творческий. Два деревянных подсвечника демонстрируют нам, как происходит преображение. Легко преобразить и родные стены. Основой послужит гладкая поверхность, например, виниловые обои. Краску на стену наносим с помощью шаблона, легко касаясь кистью, смоченной золотой краской. Золотой и серебряный цвет легко придадут благородный вид самым обычным вещам: подсвечникам, картинам, шкатулкам.

Подготовка к декоративному золочению

Золочение — очень сложный и длительный процесс, требующий терпения, аккуратности и опыта. Для приобретения этого опыта стоит начать с более простых способов декорирования, имитирующих золотые покрытия. Наша цель — придать изделиям красивый, благородный, сверкающий вид. И естественно, что золотая поверхность должна иметь безукоризненный вид. Малейшие недостатки: следы обработки, царапины, шероховатости, даже пылинки — и работа испорчена! Поэтому поверхность деревянного предмета шлифуется, трещинки заделываются, пыль тщательно удаляется.

С помощью жидкой золотой краски можно нанести на стену геометрический или растительный орнамент. Контрастные переходы между красной матовой окраской стены и золотым узором, сверкающим металлом, создают эффект поистине царского богатства.

Золочение краской

Существуют готовые золотые краски, при нанесении которых на очищенную поверхность получается золотой вид изделия. Краска состоит из металлического порошка, воспроизводящего цвет металла (золота, бронзы, меди, железа и др.). Однако краска может лишь приблизительно имитировать настоящее сусальное покрытие.

1. На подготовленный деревянный подсвечник в качестве грунта наносят акриловую краску. К золоту лучше подходит красный цвет а к серебру — прохладный синий. Дайте грунту высохнуть.

2. Перед нанесением золотую краску тщательно перемешивают деревянной палочкой, так как пигменты оседают на дно емкости. В старое блюдце наливают небольшое количество золотой краски и равномерно подкрашивают подсвечник снизу вверх. Краска сохнет очень быстро.

3. Чтобы придать подсвечнику старинный вид, после высыхания краски «золотой» слой слегка шлифуют грубой шерстью до тех пор, пока в некоторых местах не начнет просвечиваться красный грунтовочный слой.

Популярные техники работы с поталью

Свод правил и пошаговый алгоритм для золочения изделий называют техникой.

Существует множество разных техник, причем для одного вида потали есть несколько методов ее нанесения.

Сегодня даже начинающий художник не испытывает информационного дефицита, так как в сети интернет можно найти записи мастер-классов по разным тематикам.

Приведем примеры наиболее популярных техник, в которых используются различные виды потали.

  • Техника растяжки. Она подходит для потали в хлопьях, так как художник получает возможность формировать или корректировать сусальный слой уже на самой поверхности. Известные всем кракелюры выполняются именно техникой растяжки.
  • Техника нанесения листа. Это достаточно простой вид золочения, который применяется для декорирования поверхности большой площади. Листы потали приклеиваются к подготовленной поверхности различными способами.
  • Создание фактуры. Поталь накладывается на поверхность, а поверх нее ставится штамп. Остатки материала убираются, и сусальное покрытие остается только во впадинах, оставленных штампом.
  • Заливка эпоксидной смолой. У смолы очень много положительных качеств, которые позволяют применять ее в разных техниках декорирования. Если хлопья потали залить слоем смолы или использовать послойную заливку, то можно получить красивый объемный перелив.
  • Смешанная техника. В данной технике порошок или хлопья потали смешивают с краской, а затем наносят на изделие.

В золотом обрамлении — сусальное золочение

С давних времен золочение проводилось в основном двумя способами: путем наклеивания на предмет листочков золотой фольги сусального золота или огневым золочением, основанным на применении ртути. Второй способ золочения очень опасен. К примеру, когда золотили купола Исаакиевского собора в Петербурге (1838-1841 гг.), около 60 человек отравилось парами ртути. Сейчас такой способ золочения не применяется.

А вот золочение сусальным золотом широко используется и в наши дни. Слово «сусальное» происходит от древнего слова «сусаль» — лицо, то есть сусальное — облицовочное. Такое золото хранят в специальных книжечках, в которых между листами бумаги уложены 60 листочков золота толщиной от 0,13 до 0,67 микрона. Размер листов — 80 х 80, 72 х 20 мм. Могут быть и другие размеры.

Сусальное золото бывает свободным и трансферным. Свободное золото — это просто очень тонкий слой металла. Его нельзя касаться руками, оно сдувается от дыхания, поэтому позолотчик манипулирует им (переносит, режет, приглаживает) с помощью специального ножа и беличьей кисточки. В общем, требуется немалое мастерство. В трансферном золоте каждый его лист помещен на белую шелковую бумагу, вместе с которой он переносится на облицовываемую поверхность. Когда золото приклеится на место, шелковую бумагу можно удалить. С трансферным золотом работать значительно проще.

1. Подготовленную поверхность рамки окрашивают акриловой краской. После высыхания поверхность тщательно шлифуют, удаляют пыль и наносят второй слой грунта. Его снова шлифуют. Если необходимо, операцию повторяют еще раз.

2. Затем сухую и чистую от пыли основу с помощью кисти красят масляным лаком. На лак клеится сусальное золото или его заменитель. Примерно через три часа лак подсыхает, приобретая идеальную клеящую способность. Если провести по нему пальцем, слышен легкий свистящий звук.

3. Пришло время для самой ответственной операции — начинаем покрывать поверхность золотом. Листок трансферного золота накладываем на подготовленную рамку и слегка прижимаем (бумажная сторона сверху).

4. Бумагу снимают, и золотой лист аккуратно прижимают ваткой. Желательно не тереть, а легонько постукивать, чтобы не повредить тончайший слой золота. Мастера-позолотчики используют для переноса и разглаживания золота беличьи, колонковые и резиновые кисти.

Рамка позолочена методом сусального золочения

Что такое позолота

Позолота — это тончайший слой золота, который может скрывать практически любой материал. Толщина его при этом может быть от 1 до 20-25 микрон, а предмет становится практически неотличим от золотого. Метод используется не только в ювелирном искусстве, но и в архитектуре, дизайне и даже косметологии.

Краткая история появления

Впервые искусство золочения предметов роскоши возникло еще несколько тысячелетий назад в Древнем Египте. Именно он стал первой страной, в которой добыча золота приняла промышленные масштабы. Так как все прииски принадлежали фараону, нет ничего удивительного в том, что в первую очередь золочению подвергались предметы быта правящей семьи.

Есть альтернативная версия, которая утверждает, что практика позолоты возникла в Китае. Однако простое сравнение исторических фактов говорит в пользу Египта. Позолоченные саркофаги египетских фараонов насчитывают больше 5000 лет, в то время как в Лао Тан (провинция Китая, которая считается родиной позолоты) тонкие золотые пластины производятся только около 2 тысячелетий.

Искусство золочения, пройдя через Ближний Восток и попав в Древнюю Русь, получило значительный толчок для развития и вышло на совершенно новый уровень. Именно на Руси золото стало не просто признаком статуса и роскоши, но и символом веры и божественного света.

Мнение эксперта

Всеволод Козловский

6 лет в ювелирном деле. Знает все о пробах и может определить подделку за 12 секунд

Популярность позолоты, так полюбившейся русскому человеку, привела к созданию оригинальной школы, разработке собственных методов и секретов. Мастера по золочению брали мальчиков с самого раннего возраста, чтобы передать им все тонкости своей профессии. И только немногие из них действительно достигали вершин мастерства.

Следующий шаг в развитии искусства — заслуга архитекторов, в первую очередь Бартоломео Растрелли. Именно он ввел в моду стиль барокко, для которого характерна позолота не только мебели, но и лепнины.

Открытие гальванического метода Б.С. Якоби в XIX веке сделало золочение ювелирных изделий более безопасным и простым. Гальваника вывела методику нанесения позолоты на новый уровень.

Сусальное золочение

Существуют два вида золочения сусальным золотом: масляное (матовое) и клеевое (глянцевое).

Масляное золочение может применяться почти на любой поверхности — дереве, металле, гипсе, пластмассе. Это довольно простой, удобный и распространенный способ золочения. Масляным этот способ называется потому, что золотой лист наклеивается на масляный лак — мордан. Состав лака может быть разным, все зависит от условий, в которых будет находиться позолоченный предмет.

Клеевое золочение используют только для внутренних работ. Этим способом золотят в основном древесину, иногда пластмассы (полиуретан). Техника водного золочения остается практически неизменной с древних времен.

Сусальное золото и различные виды золотых красок можно приобрести в магазинах для художников. В ассортименте имеете трансферное золото разных размеров и оттенков: белое золото, желтое золото, чистое золото в 24 карата. Нужно помнить: чем чище золото (чем больше в нем каратов), тем менее чувствительной будет позолота к влиянию погодных и климатических условий. Материал, который каждый может приобрести, чтобы попробовать свои силы в золочении, это трансферная золотая фольга.

Где применяется

На сегодняшний день позолоту используют в таких сферах:

  • ювелирное дело;
  • искусство (в скульптуре; в живописи золочение применяется не только на рамах, но и непосредственно на картинах);
  • дизайн интерьеров;
  • автомобилестроение (в декоративных целях);
  • стоматология;
  • электроника (золото — отличный проводник);
  • косметология.

Последняя сфера применения наиболее спорная. Чаще всего использование золота в косметологии — это всего лишь хитрый маркетинговый ход. Тем не менее в Японии прорабатывают новейшую технику золочения лица. Считается, что этот металл обогащает кожу кислородом, сохраняет коллаген и способствует снятию раздражения.

Существует даже отдельное направление в нетрадиционной медицине — хризотерапия, в которой золото применяется для лечения воспалений. С научной точки зрения подобные свойства металла не доказаны, так как полномасштабное исследование влияния золота на организм человека никогда не проводилось. Но нельзя не учитывать эффект плацебо.

Не все то золото, что блестит

Позолоченное изделие — вещь дорогая, не каждому доступная. В основном цена высока из-за дороговизны золота. Поэтому сусальному золоту нашли более дешевую замену. Одним из известных заменителей сусального золота является поталь. Поталь не содержит драгоценных металлов и представляет собой тончайшие листки металлического сплава — меди с цинком или меди с алюминием. Поталь значительно дешевле сусального золота. И она отлично подходит для выражения индивидуальности и даже сиюминутного настроения. Техника декорирования поталью аналогична декорированию сусальным золотом.

Способы нанесения

Способов золочения известно немало. Выбор определяется прежде всего характером поверхности и профессионализмом мастера.

Огневое, или ртутное

Один из самых первых способов, который использовался для золочения храмовых куполов. Суть его в том, что готовилась специальная смесь на основе ртути, которая впоследствии выпаривалась. Из-за опасности для здоровья и жизни мастера эта методика ушла в прошлое.

На масляной основе

Другое название способа — золочение морданом, от названия специального клея. Способ подходит как для внутренних работ, так и наружных. Мордан можно приобрести в специализированных интернет-магазинах.

На глиняной основе

Золочение на глиняной основе (на полимент) используется только для дерева и не подходит для наружной отделки. В старину это был один из самых сложных и длительных методов, так как для подготовки полимента требовались редкие по тем временам и очень дорогие ингредиенты, включая китовый жир. Смесь разводилась при помощи яичного белка. Сейчас в продаже можно найти готовые смеси.

Водно-синтетическое

Для этого метода позолоты применяются смеси на воде. Преимущество в том, что можно достаточно быстро подготовить поверхность. Позолоченное изделие получается глянцевым и не требует финальной полировки.

Чесночное

Один из самых старых способов. На поверхность выдавливался свежий чесночный сок. После того как он подсыхал, поверхность полировали, смачивали и наносили золотые листы. По мнению специалистов, такой метод придает позолоте особый блеск.

Золочение пленкой

С некоторой натяжкой к поталям можно отнести и золотую самоклеющуюся пленку для лазерных принтеров, из которой делают стикеры и наклейки на CD-диски. Этот материал вполне доступен домашним умельцам, и работать с ним просто. Пленка разматывается из рулона и постепенно приклеивается к поверхности. Золочение пленкой применяется только на плоских поверхностях. Так золотят, к примеру, несложные деревянные багеты. Все имитаторы золота, а также сусальное золото с примесями принято покрывать защитным слоем лака.

1. Чтобы превратить деревянную шкатулку в золотую, воспользуемся поталью. Сначала необходимо нанести на основу клей. В данном случае подойдет акриловый (он быстро сохнет).

2. Лист потали наклеивается целиком Поскольку он толще, чем сусальное золото, его возможно отделить руками и уложить на подсохший сухой клей. Листы должны ложиться без морщин, один на другой с небольшим нахлестом.

3. С помощью колонковой кисти поталь разглаживается и легким постукиванием приклеивается к основе. Особенно тщательно нужно прижимать края и углы. Излишки подхватывают на листок бумаги для дальнейшего использования.

4. Поскольку поталь сделана из таких металлов, как медь, цинк и алюминий, она под воздействием влаги окисляется и темнеет. Поэтому сверху необходимо нанести защитный слой прозрачного лака. Используйте шеллак или цапонлак. Битумный лак придает золоченым вещам старинный вид. После высыхания лак полируется везде, кроме труднодоступных мест, где остается благородная патина.

Технологии золочения и серебрения

Золочение

Золото всегда было самым дорогим и самым редким металлом, и соблазн выдавать за золото менее ценные металлы зародился давно. С древних времен тонким слоем золота покрывали серебро — иногда для того, чтобы имитировать золото, иногда — для придания серебру дополнительной защиты от коррозии. Например, столовые приборы, контактирующие с солью и уксусом, часто подвергали двойному золочению, то есть накладывали второй слой позолоты. Часто применялось частичное золочение — для дополнительной защиты внутренних поверхностей солонок, кубков, чаш для причастия и т. п., а также для создания контрастного декора.

Поскольку разница в стоимости простого и позолоченного серебра существовала всегда, ювелиры, писцы, служащие и т. п. при всех видах учета указывали, сделан ли предмет из простого серебра или позолочен, и каков тип золочения — частичное или двойное.

До изобретения гальванического (электролитического) золочения широко применялся метод ртутного, или огневого золочения (на Древней Руси он назывался «жженым златом»). Этим методом золотили также бронзу, он же использовался и для покрытия золотом гравировки на серебре. Поскольку ртутная позолота со временем стиралась при чистке изделий, старые предметы нередко вновь золотили электролитическим способом.

Ртутное золочение — очень опасный процесс, так как ртутные пары исключительно вредны для здоровья. Сейчас этот метод запрещен в большинстве стран.

Для золочения металлов обычно использовался процесс, во многом сходный с серебрением по старому шеффилдскому способу (см. ниже). Золотая фольга подходящей пробы (обычно 9 карат) припаивалась к основе из неблагородного металла, которая затем раскатывалась до нужной толщины. В качестве основы обычно использовалась бронза или сплав меди с цинком и никелем, известный как нейзильбер или мельхиор.

Тончайшая золотая фольга, или сусальное золото, использовалась для декорирования и металлических, и неметаллических поверхностей, например, дерева, с глубокой древности — по меньшей мере, уже в течение 4000 лет. Для этого тонкие листы сусального золота помещали на специально обработанную и подготовленную поверхность и прикатывали, чтобы они плотно прилипли к ней, вытеснив весь воздух. При необходимости накладывали не один, а несколько слоев золота. Это холодный процесс, и для его качественного исполнения, гарантирующего длительную сохранность покрытия, был необходим квалифицированный специалист.

Приготовление листов сусального золота — исключительно трудоемкий процесс. Вначале металл чистотой 23 У4 карата (т. е. почти чистое золото) прокатывался для получения полосок 1 У4 дюйма (32 мм) шириной и 1/1000 дюйма (0,025 мм) толщиной. Полоски разрезали на квадраты и перекладывали квадратными листами специальной тонкой кальки размером 4×4 дюйма (100×100 мм). Стопка таких проложенных калькой листов фольги обвязывалась вместе пергаментом и помещалась на деревянный чурбан, и затем расколачивалась в течение получаса тяжелым 9-килограммовым молотом. Перекладывание золотой фольги калькой необходимо, чтобы не допустить слипания листов сусального золота и их прилипания к рабочей поверхности молота. На Руси в старину для прокладки листов сусального золота при расплющивании использовалась пленка, снятая с внутренностей животных.

Постепенно золото становилось тоньше, подступая к краям квадратиков кальки. Тогда полученные листы золотой фольги разрезали на четыре части, перекладывали калькой заново, объединяли в кипу из 800 листиков и расколачивали дальше, пока золото вновь не доходило до края листов-прокладок. После этого тончайшие листки золотой фольги отделяли деревянным пинцетом, вновь разрезали на четыре части, заворачивали в пергамент и расколачивали еще в течение пяти часов. В результате лист сусального золота становился в 250 раз тоньше исходной полоски. После завершения расколачивания сусальное золото нарезали квадратами со стороной ЗУ4 дюйма (83 мм) и соединяли в стопки из шероховатой пористой бумаги, не содержащей серы. Эти листы и использовались позолотчиком в работе.

Французское серебрение (плаке) и накладное серебро

Так же как и при листовом золочении, при серебрении по методу старых французских мастеров лист серебряной

фольги, нагретой до высокой температуры, наносился на холодную поверхность металла основы и полировался в горячем состоянии для более прочного соединения металлов. Часто основа была медной, и мастерские, работавшие с медными листами, посеребренными по шеффилдскому способу (см. далее), использовали французское серебрение для исправления дефектов в своих изделиях, например, изъянов серебрения на углах и выпуклых участках — традиционно проблемных участках для этой техники. Добавляя на эти участки серебряную фольгу слой за слоем, можно было добиться любой нужной толщины покрытия.

Французский способ нанесения накладного серебра не обеспечивал большой прочности соединения, но был очень практичен для мелкого ремонта — ведь серебрение на многих изделиях, в первую очередь выполненных по этому же методу, частично сходило со временем. Не годился он и для последующей гравировки изделий — слой фольги отделялся от основы при прорезании его гравировальным инструментом.

Для покрытия серебром стальных деталей различных изделий, таких, как лезвия и рукоятки столовых ножей, лопаток, щипцов и т. п., применялась другая технология. Ее изобрели очень давно мастера, изготовлявшие столовые приборы в английском Шеффилде. Начиная с XV века ее стали использовать оружейники для серебрения деталей холодного оружия, шпор и другого снаряжения. Этим способом можно было серебрить практически любой металл при условии предварительной тщательной очистки и выравнивания его поверхности.

Технологически метод заключался в том, что очищенный предмет опускали сначала в нашатырь, а затем в расплавленное олово. Серебряная фольга высокой степени чистоты, как минимум стерлингового стандарта (эта норма была установлена еще в 1327 году и затем закреплена в 1625 году цеховыми постановлениями шеффилдской гильдии мастеров, производивших столовые приборы), накладывалась на предмет и плотно обжималась, чтобы воздух между фольгой и слоем олова полностью вышел Затем фольга обрабатывалась разогретым паяльником, олово плавилось, и серебро соединялось с металлом основы.

Главным недостатком такого покрытия является то, что при сильном нагреве серебро может отслаиваться. Кроме того, сквозь покрытие могла проникнуть влага и вызвать коррозию основного металла, после чего серебряный слой вспучивался. В этом случае починить изделие было уже невозможно.

Шеффилдское серебрение

Шеффилдский метод серебрения был изобретен мастером Томасом Боулсовером около 1742 года. Он заключался в наплавлении серебряного листа на слиток меди в печи и в раскатывании полученного, покрытого серебром, слитка в листы, которые служили заготовками для производства самых разных изделий. Такой способ имел весомые преимущества перед всеми предыдущими методами серебрения, и вскоре метод Боулсовера освоили и другие ножовщики Шеффилда. Короткое время спустя в этом городе сложилась целая отрасль промышленности, выпускавшая, главным образом, столовые приборы и подсвечники, которые охотно покупали представители как среднего, так и высшего класса.

Способ приплавления серебряного листа к основе вскоре стали использовать и в других городах, прежде всего в Бирмингеме, где в 1760 году возникло крупное специализированное предприятие. Известны мастерские в Швеции, Франции и России, также практиковавшие этот способ серебрения.

После того, как в Британии в 1840 году был запатентован гальванический метод серебрения, шеффилдский способ практически повсеместно вышел из употребления, и к концу XIX века применялся лишь в немногих мастерских для производства пуговиц, пивных кружек и других изделий, где требовалась особая прочность покрытия при интенсивном употреблении.

При шеффилдском способе серебрения на медный слиток после тщательной очистки накладывался лист чистого серебра. Стандартный слиток имел 9 дюймов (23 см) в длину, 21/2 дюйма (6,5 см) в ширину и 1 У? дюйма (4 см) в толщину. Количество взятого серебра могло быть разным в зависимости от намерений мастера, но чаще всего, если мерить по толщине металла, на 11/2 дюйма (около 40 мм) слитка уходило 1/8 дюйма (около Змм) серебра. Затем на серебряный лист помещали сверху тяжелую железную чушку и отбивали через нее сложенные вместе заготовки молотом, чтобы вытеснить весь воздух между серебром и медью и обеспечить тесный контакт между двумя металлами.

После отбивки поверх серебряного листа накладывался медный, примерно такой же толщины (1/8 дюйма, или 3 мм), чтобы защитить его в печи. Поверхность медного листа, соприкасавшаяся с серебряным, предварительно покрывалась раствором извести, чтобы не допустить сплавления листов, затем все три металлических пластины крепко связывались железной проволокой. Серебряную пластину с торцов покрывали слоем измельченной буры, которая действовала как флюс, плавясь при низкой температуре и препятствуя проникновению воздуха к месту соединения металлов, иначе он мог бы окислить металлы и не дать им соединиться.

Металлический блок из трех пластин помещали в печь и ставили прямо на топливо, обычно кокс. При нагревании до определенной температуры серебро и медь сплавлялись, образуя единый слиток. Это происходило из-за того, что в месте соприкосновения металлов легко образовывался сплав. Точка плавления этого сплава была ниже, чем точка плавления чистого серебра или меди, и это позволяло провести сплавление двух пластин, не доводя температуру до точки, когда пластины расплавились бы полностью.

Затем слиток вынимали из печи, срезали связывающую проволоку, снимали защитный верхний лист меди и очищали слиток. Приблизительно в 1760 году шеффилдские мастера разработали и технологию нанесения серебряного покрытия на обе стороны медной пластины.

Покрытый серебром слиток раскатывали в лист мощными механическими вальцами. Поскольку медь и серебро одинаково ведут себя при механической обработке, они раскатывались как слиток однородного металла.

Многие изделия изготовлялись из посеребренного шеффилдского листа техникой выколотки и чеканки. Еще одной техникой обработки, допускавшей в определенной степени производство массовой продукции, была штамповка. Хотя производство штампов было дорогим, ими можно было изготовить множество заготовок и деталей, которые использовались в разных сочетаниях для получения разнообразных изделий. В 1820 году шеффилдские посеребренные листы стали обрабатывать техникой обкатки, что позволило расширить ассортимент получаемой продукции и удешевить некоторые виды изделий. Части изделий из шеффилдского листа соединялись пайкой, обычно мягким свинцо- во-оловянным припоем, но иногда использовался и твердый припой из латуни и серебра. Высокие сосуды делали гнутьем металлического листа вокруг формы и запаиванием шва. Эти швы часто старались скрыть шлифовкой, но если их можно обнаружить на изделии, они могут помочь определить, что предмет сделан из шеффилдского листа. При гальваническом серебрении швов на изделиях не видно.

Одна из главных проблем использования шеффилдского листа заключалась в том, что на его торцах была видна медная основа. С этим пытались бороться разными способами. Одним из самых ранних было загибание краев изделия внутрь. В дальнейшем стали припаивать к краям листа серебряную полосу или проволоку. В 1768 году был изобретен, а в 1780-м усовершенствован способ покрытия серебром медной проволоки, которой украшали края листа в изделии. Приблизительно в 1790 году стали штамповать из тонкого листового серебра детали декоративной отделки, которые припаивали мягким припоем на изделие. При этом стали, в частности, применять декоративные накладки, которые припаивались вдоль края изделия, и выступающую часть насадок можно было загнуть, чтобы скрыть медь в торце листа.

В 1770—1780 годах вошли в моду ажурные изделия, изготовлявшиеся с помощью выпиловки лобзиком. Однако этот способ, популярный у серебряных дел мастеров, не годился для шеффилдского листа, так как в отверстиях, сделанных лобзиком, была видна медь в середине листа. Поэтому в Шеффилде для производства ажурных изделий стали использовать пресс, с помощью которого стальным пробойником делалось отверстие в намеченной точке. В силу пластичности металла серебряный слой при этом деформировался, растягивался и скрывал медь.

Шеффилдские листы декорировались также и гравировкой. Это было непросто, так как при гравировке могла обнажиться медь. Поэтому на изделие в местах, предназначенных для гравировки, нередко напаивались тонкие пластины серебра или шеффилдские листы с более толстым слоем накладного серебра. Начиная примерно с 1780 года шеффилдские мастера стали вырезать в своих изделиях отверстия в тех местах, где предполагалось делать гравировку, и впаивать в эти отверстия листы с более толстым серебрением. Шов от пайки обычно скрывался гравировкой, но его можно видеть с внутренней стороны.

В 1810 году вместо впаянных пластин стали применять специальные накладные щитки для гравировки, которые изготовлялись из тонких пластин чистого серебра. Они помещались на поверхность изделия, разогревались и припаивались к серебряному покрытию, после чего зашлифовывались заподлицо с поверхностью. Поскольку щиток был сделан из чистого серебра, а шеффилдский лист покрыт стерлинговым серебром другой степени чистоты, со временем они тускнели по-разному, и наличие щитка становилось заметным. Наличие таких щитков — один из характерных признаков изделий с шеффилдским серебрением.

Предметы из шеффилдского листа требовали отделки. Если применялся лист с односторонним серебрением, другая сторона его покрывалась оловом, которое расплавляли, а затем обливали им изделие для равномерного распределения. Это скрывало медь и не допускало ее контакта с пищей.

Последними стадиями отделки были чистка, шлифовка стальными или агатовыми гладилками и полировка.

Гальваническое серебрение

Гальваническое серебрение стало применяться в Бирмингеме, где в 1840 году братья Джордж и Генри Элкингтоны запатентовали процесс электролитического осаждения металла. Считается, что они узнали об этом явлении от некоего Джона Райта, который открыл его, когда в 1833 году повторял эксперименты Майкла Фарадея и проверял выведенные им законы электролиза.

Нужно отметить, что уже в 1800 году электрическая батарея Алессандро Вольта (так называемый вольтов столб) позволяла получать металлическое покрытие, и 14 лет спустя ювелиры объявили, что им удалось изготовить «гальванический кубок» методом электролитического золочения. Но только патенты братьев Элкингтон, поданные в 1836—1837 годах, стали первой попыткой зарегистрировать открытие, и в 1843 году братья уже выдавали лицензии на производство по этому процессу.

Серебро было первым металлом, использовавшимся для промышленного электролитического осаждения, и суть процесса мало изменилась за прошедшие полтора века. Подготавливалась ванна с раствором сереброцианистоводородного калия (можно использовать и цианид натрия) и небольшого количества цианида калия. Для работы использовали анод из практически чистого 100-процентного серебра (если чистота металла была менее 99,97%, он уже не годился для процесса), и изделие, тщательно подготовленное и очищенное, опускалось в ванну, подвешенное на медных проводах. Через раствор пропускался слабый ток. Ванна имела комнатную температуру, вольтметром контролировалось напряжение тока, которое должно было находиться в пределах 1—1,5 вольта, благодаря чему анод оставался чистым.

Для успеха процесса изделие должно было быть абсолютно чистым, без малейшего налета грязи, жира или окислов. После чистки к нему нельзя было прикасаться. Выдержав изделие в ванне 15 секунд, его проверяли — хорошо ли закрепляется покрытие. Затем процесс продолжался, и по достижении удовлетворительного результата предмет промывали и чистили.

Серебрить таким способом можно практически любой металл, включая железо, латунь и медь. Сейчас чаще всего для серебрения используется нейзильбер, или мельхиор.

Во время осаждения работник слегка покачивал изделие, чтобы осаждение было равномерным. Используя анод из чистого серебра, можно было получить покрытие любой толщины. Сторона изделия, которая была ближе к аноду, покрывалась более толстым слоем, а внутренние стенки сосудов получали очень тонкое покрытие, если только не принимались специальные меры. Разница в толщине покрытия на одном и том же изделии могла достигать 6 раз. Особо толстое покрытие наносилось на нижние стороны ложек и чаш, которые подвергались самому интенсивному износу. Для получения хорошего покрытия, толщиной примерно в папиросную бумагу, изделие надо было выдерживать в ванне приблизительно два часа.

По мере покрытия серебром изделие становилось белым, как фарфор, но если использовался особый электролит, содержащий бисульфат углерода, то получалась блестящая поверхность, что облегчало завершающую полировку. Изделие промывали, сушили и полировали — сначала ватными тампонами со шлифовальной пастой, потом крокусом (полировальным порошком красного цвета) на тампонах из фетра и, наконец, тем же крокусом вручную.

В наше время золочение, как правило, тоже наносится электролитическим способом. Процесс очень схож с вышеописанным, и отличается лишь температурой ванны (60—65 градусов) и напряжением тока (‘/т— 2 вольта). Поскольку соли золотокислого калия и золотой анод (если используют его) стоят дорого, обычно осаждают довольно тонкие слои золота.

Высококачественное золочение делается последовательным нанесением многих слоев, причем в промежутках изделие обрабатывается жесткой щеткой. Матовую поверхность можно получить пескоструйной обработкой изделия перед золочением. Для частичного золочения, к примеру, внутренних стенок сосудов, солонок и т. п., а также для декоративного частичного золочения участки, которые не планируется золотить, покрывают слоем какого-либо изолирующего вещества, например, шеллаком.

Иногда для покрытия серебра и ювелирных изделий, а также неблагородных металлов и сплавов используется прочный, белый, блестящий металл платиновой группы — родий. Но такое покрытие стоит дорого, к тому же на серебре оно выглядит грубовато. С другой стороны, оно практически не подвержено коррозии.

Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 72 (декабрь 2009), стр.54

Золотые и серебряные блестки

Металл в интерьере сегодня особенно актуален. Даже небольшие аксессуары вроде шкатулок, карнизов, подсвечников, если придать им блестящий вид, полностью меняют впечатление от квартиры. Проще всего преобразить их с помощью металлических блесток или металлизированной краски в аэрозольном баллоне. Работать с этими материалами интересно, легко и приятно.

Как по мановению волшебной палочки, можно буквально за полчаса подготовиться к Рождеству. Предметы обихода — орехи, галька и фигурные тыквы — на самом деле имеют более широкий спектр применения, чем обычно полагают. Особенно если поверхность, сверкающую золотом и серебром, подсветить свечами.

На шкатулку наносят кистью слой клея и, пока он еще влажный, посыпают мелкими блестками. Блестки распределяют руками, следя за тем, чтобы поверхность покрывалась равномерно. Чудное украшение для туалетного столика.

Как отличить подделку

По статистике, 4 из 10 ювелирных изделий из золота — подделка. К сожалению, приобрести позолоту по цене полновесного золота можно даже в ювелирном магазине. Способ проверки, который бы позволил избежать подделки на этапе покупки, только один — совершать сделку в крупных, проверенных ювелирных магазинах и быть очень внимательным к самому изделию.

Признаки того, что украшение — подделка:

  1. Неравномерный окрас. Позолота местами может стираться даже при бережном хранении и транспортировке. Тем более что на подделках используется очень тонкий слой.
  2. Некоторые «специалисты» в интернете советуют проверять магнитом. Золото не должно магнититься. Однако с учетом того, что на магнит не реагируют многие металлы, этот способ практически бесполезен.
  3. Очень часто мошенники снимают замочек с клеймом с настоящего золотого украшения и крепят его на позолоченное. Поэтому один из способов выявить подделку — это внимательно осмотреть звенья рядом с замком. Любые дефекты на этом участке могут свидетельствовать о том, что перед вами подделка.

В домашних условиях, если изделие уже куплено, проверить гораздо проще:

  1. Химический способ. Можно приобрести специальный набор реактивов для проверки. Этот способ подходит тем, кто часто покупает золото и не всегда в надежных местах.
  2. Можно капнуть на поверхность спирт: позолота низкого качества потемнеет.
  3. Если в поисках истины не жалко испортить внешний вид украшения, то можно царапнуть поверхность. С позолоты посыпятся мелкие частички, останется заметное повреждение.

Самым надежным способом проверки всегда остается консультация у специалиста. За небольшую плату в любом ломбарде проведут ряд тестов и проб, чтобы убедиться в подлинности.

Золочение аэрозольной краской

Сейчас общедоступны аэрозольные краски, имитирующие металл. Их можно наносить на любую поверхность: бумагу, дерево, металл, пластик, стекло, даже на стену. Приобрести аэрозольное «золото» можно в автомагазинах. С его помощью можно не только создать золотые колпаки на колеса авто, но и облагородить невзрачные предметы интерьера. Настольная лампа, старые рамы картин, почерневшие от времени карнизы — точек приложения масса! Для получения блестящего результата важно, чтобы поверхность была сухая, тщательно очищенная от пыли и ржавчины. Обработку нужно провести два раза. Оба слоя высохнут в течение часа. К сожалению, технически невозможно сохранить блеск на длительное время. Но огорчаться не стоит: когда блеск потускнеет, просто нанесите новый слой аэрозоля с позолотой.

В преддверии новогоднего карнавала подарим еще одну идею родителям: вашей дочурке наверняка понравится, что ее вполне обычные туфли неожиданно превратились в золотые бальные туфельки. Только не забудьте перед покраской их обезжирить!

Различие между золотом и позолотой

Главное отличие — в составе. По внешнему виду их не всегда сможет отличить и профессионал. Золотые украшения долговечны, так как слой не стирается, и чаще всего значительно дороже. Из-за своего короткого срока службы изделия с позолотой не носятся каждый день и нуждаются в более бережном уходе.

С развитием технологий появились новые способы золочения. Они позволяют добиться более толстого покрытия. Такие браслеты и кольца служат значительно дольше, но и цена их выше, чем на обычную позолоту.

Еще одна идея к празднику

С помощью клея на листе подарочной бумаги рисуем контур и оставляем его сохнуть — пока клей не станет прозрачным. Затем накладываем сверху золотую или серебряную трансферную фольгу и аккуратно притираем. После этого осторожно снимаем бумагу-основу. Такой рисунок можно сделать даже на текстиле — футболке или бейсболке. Отличный подарок к Новому году — и уникальный, и практичный!

Прекрасная идея для украшения подарочных коробочек к Рождеству или Новому году

Уход, чистка и хранение позолоченных изделий

Чтобы украшение прослужило как можно дольше, необходимо соблюдать несколько простых правил по уходу за позолотой.

НошениеОбязательно снимать позолоченные украшения перед любым контактом с водой (душ, бассейн, мытье посуды) или спортивными занятиями. Избегать попадания на поверхность косметических средств. Не забывать, что повседневная носка сокращает срок их службы.
ХранениеХранение только в отдельной шкатулке или тканевых мешочках, чтобы не повредить слой другими украшениями.
ЧисткаЧистить только мягкой тканью без использования абразивов. Если просто появились темные пятна, достаточно протереть обычным уксусом и промыть в воде. Блеск поможет вернуть яичный белок (после него также надо будет промыть в чистой воде). Раз в год изделия надо сдавать ювелиру на профессиональную чистку.

Несмотря на то, что рано или поздно покрытие стирается, его всегда можно обновить в мастерской у ювелира.

Ремонт с помощью золотой пасты

В художественных магазинах можно встретить золотую краску в виде пасты. Пасты обычно делаются на основе пчелиного воска и металлических пигментов. Паста идеально подходит для реставрации старой рамы или старого деревянного подсвечника. Она наносится пальцем и тщательно втирается в поверхность. Для получения эффекта старины золотую отделку рамы можно слегка «состарить», втерев в фигурный профиль немного природной умбры.

Ремонт с помощью золотой пасты

Эти статьи Вам тоже могут быть интересны:

  1. Как состарить древесину — применяем браширование
  2. Делаем новогоднюю подставку для подарков и елки
  3. Реставрируем старый деревянный столик
  4. Декорирование стен — нарисованная мебель

Золочение комода с грунтом

Ход работы с грунтом: выбираем узор, пусть он будет попроще для начала, без лишних завитков, определяем пропорции и раз мер. Вырезаем его вручную, или, что гораздо лучше, несем в рекламную фирму на флешке, где все очень аккуратно вырежут плоттером. Ватой, смоченной в спирте, протираем поверхность, с которой будем работать. В данном случае поверхность нужно зафиксировать горизонтально. Выбираем внутреннюю часть трафарета, очищаем его. Аккуратно и ровно клеим оракал на поверхность, сняв предварительно подложку. Карандашом обрисовываем трафарет, снимаем.

Готовим грунт, исходя из пропорций: 300 грамм боллюса + литр воды + 100грамм кроликово клея. Нагреваем на водяной бане, и, поддерживая в теплом состоянии, наносим три слоя самое меньшее. Каждый слой должен хорошо высохнуть. Наносим лак. Клеим листы потали, выравнивая и разглаживая. Сушим, снимаем лишнее. На этом этапе продвинутые пользователи могут включить элементы искусственного состаривания : процарапать, подкрасить, набрызгать… Далее лакуем в несколько слоев, все, не правда ли, здорово?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]