Рекомендации по выбору и замене масла в поршневом воздушном компрессоре

Функции компрессорного масла

Материал для смазки решает ряд задач, направленных на обеспечение стабильной работы компрессора:

  • смазывает трущиеся детали, тем самым продлевая срок их службы;
  • охлаждает поршневую группу, нагревающуюся во время эксплуатации;
  • уплотняет зазоры;
  • снижает детонацию;
  • обеспечивает герметичность рабочей камеры.

Недостаточный уровень или отсутствие масла приводят к снижению герметичности камеры сжатия и ухудшению производительности компрессора.

Миф № 9: влага и масло в сжатом воздухе – признак неисправности

Присутствие влаги и масла в сжатом воздухе – отнюдь не признак неисправности компрессора.

Объем масла понемногу уменьшается за счет естественного уноса, это совершенно нормальный процесс. Присутствие влаги в сжатом воздухе – тоже норма, если только компрессор не работает рядом с осушителем. Да и установка влагоотделителя или циклонного сепаратора все равно не обеспечит полного удаления влаги.

Безмасляный компрессор, вопреки расхожему мнению, не обеспечивает получение воздуха более высокой степени чистоты. Конечно, в нем будет отсутствовать масло, но влага все равно будет выделяться. При этом она будет соприкасаться с внутренними рабочими поверхностями, и приводить к образованию ржавчины. Защищены от этого только дорогостоящие медицинские компрессоры, оснащенные антикоррозионным покрытием.

В любом гараже воздушный компрессор должен занимать самое почетное место, ведь после того как он появляется на хозяйстве, его владельцы с ужасом вспоминают времена, когда им приходилось вручную отвинчивать закисшие гайки и продувать карбюратор с помощью своих легких. Но, с появлением этого полезнейшего девайса, жизнь меняется к лучшему. Самые распространенные воздушные компрессоры встречаются в двух вариантах конструкции: винтовые и поршневые. Винтовой компрессор состоит из корпуса, внутри которого находятся камера сжатия, два червячных вала и двигатель. Основа этой конструкции – валы, с помощью которых нагнетается воздух.

Читать также: Бита на шуруповерт для головок

Они расположены почти впритык друг к другу, но не соприкасаются – герметичность, благодаря которой спрессованный воздух не «вытекает» наружу достигается при помощи масляной пленки на их поверхности. Поршневой компрессор может иметь намного больше узлов и деталей, чем винтовой. В качестве нагнетателя используется поршень, который во время движения затягивает воздух с помощью входного клапана, а во время поступательного движения поршня воздух через инжектор подается в ресивер.

В обоих случаях большую роль играет смазка системы, поскольку без хорошей масляной пленки производительность компрессора резко понижается.

Замена масла показана на видео

Какое масло лучше заливать в поршневой воздушный компрессор – основные свойства

Конструктивные особенности поршневого агрегата диктуют специальные требования к смазочным материалам, способным обеспечить его бесперебойную работу. Идеальной для смазки является замкнутая система маслопровода и герметичный корпус. В поршневом компрессоре верхние части поршня и цилиндра соприкасаются с окружающей средой, а масло, подаваемое к поршневой группе, загрязняет сжатый воздух. Механическое отделение зоны смазки от зоны генерации сжатого воздуха отсутствует. Такая конструктивная особенность требует найти решение двух разнородных задач:

  • с одной стороны – требуется свести к допустимому минимуму количество смазочного материала, чтобы обеспечить чистоту сжатого воздуха;
  • с другой стороны – необходимо реализовать качественную смазку трущихся элементов.

Для решения этих проблем масло, которое нужно лить в воздушный компрессор, должно отличаться особыми свойствами:

  • хорошая адгезия, благодаря которой смазка удерживается в ограниченной зоне и не попадает в воздушную струю;
  • стабильность свойств при повышении температуры – это важно, поскольку агрегат склонен к нагреву;
  • высокая температура вспышки, обеспечивающая пожаробезопасность агрегата;
  • способность к вытеснению частиц воды;
  • строго нормированная величина вязкости – слишком жидкий состав будет вытекать из зоны смазки, а слишком густой – малоэффективен;
  • минимальная склонность к углеродистым отложениям.

Есть еще одно важное требование, которое предъявляется ко всем смазочным материалам – отсутствие веществ, вредных для окружающей среды и здоровья человека.

Владельцы воздушных поршневых компрессоров часто задают вопрос – можно ли применять автомобильные масла для ДВС?

Ответ: в поршневой группе их использовать не рекомендуется, поскольку они не обладают необходимыми качествами. Компрессорное масло соответствует повышенным экологическим характеристикам по сравнению с автомобильным, обеспечивает более высокую пожарную безопасность, имеет другие оптимальные параметры вязкости.

Воздушный компрессор. Заливка Масла. Первый Пуск.

Замена масла, правила и рекомендации

Не стоит использовать машинное масло, если в этом нет крайней необходимости. По своим свойствам оно не подходит для воздушных компрессоров и может повредить его составные части.


Многие производители в инструкции по эксплуатации указывают конкретные требования и дают рекомендации, какое масло заливается в компрессор. Но некоторые нюансы в инструкции не описании. В поршневой компрессор лучше всего лить немного больше максимального уровня масла, поскольку в них не предусмотрено отдельной системы смазки – она поступает посредством захвата некоторого ее количества прямиком из картера. Но подобная система предусмотрена в конструкции поршневого безмасленного компрессора. В свою очередь, если необходима замена в подобном компрессоре, необходимо выполнить промывку всего резервуара. Для этого нужно залить масло с очень низким уровнем вязкости и дать компрессору поработать так около 15 минут. Затем его нужно полностью удалить, немного наклонив поршневую головку.

Не выливайте переработанный продукит, тем более на землю. Лучше сдайте его в пункт приема, для дальнейшей его переработки.

Также не стоит смешивать несколько видов продукции. Независимо от того, какое состояние воздушного компрессора, даже в самый изношенный и старый нужно лить хороший и свежий материал. Причиной такому повышенному вниманию может быть возникновение ЧП.

Особенно опасно возгорание при включенном компрессоре. Со временем оно изнашивается и теряет все свои свойства, кроме того, в большинстве конструкций оно испаряется, его уровень понижается, а плотность загрязнения возрастает. Что бы избежать последствий такой эксплуатации регулярно проводите замену масла в соответствии с рекомендациями.

Основные характеристики, учитываемые при выборе компрессорных масел

Основные свойства смазочных материалов для компрессоров, работающих на электрическом двигателе или ДВС:

  • Вязкость. Характеризуется значениями 1-15. Оптимальная величина – 10-12. Такой состав хорошо удерживается в зоне смазки. Продукт с меньшей вязкостью расходуется очень быстро. Вязкость также характеризует склонность смазки к потере рабочих характеристик при высоких температурах. Чем выше значение вязкости, тем устойчивее продукт к нагреву.
  • Наличие присадок. В качественных смазочных материалах от известных производителей всегда присутствуют присадки, повышающие ценные рабочие свойства – антиокислительные, противопенные, противокоррозионные, температурную стабильность. В отечественной маркировке на наличие присадок указывает буква «П», в зарубежной – I.
  • Температура самовоспламенения. Для воздушных компрессоров рекомендуются смазочные материалы, у которых этот параметр не ниже +350 °C.
  • Температура застывания. Это важное качество, учитываемое при необходимости эксплуатации компрессорного оборудования в зимних условиях.

Специальные составы для винтовых моделей


Подобрать масло для винтовых компрессоров также не всегда бывает легко. Но здесь главным требованием является не устойчивость к высокой температуре, а хорошая вязкость.

При работе с винтовыми моделями масло должно обладать хорошими уплотнительными свойствами.

Из-за этого минимальная допустимая вязкость составляет 7 мм2/с. Только в этом случае можно обеспечить надежную герметизацию зазоров между впадинами и зубьями механизма.

Впрочем, масло, используемое с винтовыми моделями, также должно иметь температуру возгорания не менее +180 °C. Благодаря этому обеспечивается качественное охлаждение пара при сжатии.

Как правильно выбрать масло для заливки в воздушный поршневой компрессор

Оптимальный вариант – приобретение масла, указанного в техническом паспорте на компрессор, и его заливка в объеме, который немного превышает показатель, рекомендованный производителем.

Если техпаспорт на оборудование по каким-либо причинам отсутствует, можно прибегнуть к следующим способам:

  • найти официальный сайт фирмы-производителя или компании, производящей компрессоры со схожими техническими характеристиками;
  • получить консультацию в магазине, который является официальным дилером бренда, или в сервисном центре, обслуживающем такие агрегаты;
  • при покупке б/у оборудования спросить у продавца об особенностях обслуживания компрессорного оборудования.

Особо важной характеристикой, которую необходимо учитывать при выборе смазки, является температурное ограничение.

Миф № 4: сколько сжатого воздуха потребляет компрессор, такова и его производительность

Это утверждение в корне неверно. Производительность зависит не от объема потребляемого воздуха, а от температурных условий и давления окружающей среды, то есть от условий всасывания.

Характеристикой поршневого компрессора является его производительность при всасывании (теоретическая), которая действительно соответствует объему воздуха, который может потребить устройство за определенную единицу времени. Однако, в реальности эта величина будет значительно меньше – реальная производительность примерно на 1/5 ниже теоретической.

Читать также: Как расплавить алюминий в домашних условиях

Примеры маркировки масел

  • К-19, КС-19 – низкосернистые масла, которые можно использовать в компрессорах среднего и высокого давления.
  • К3-10 – составы, сохраняющие рабочие характеристики до +200 °C.
  • К2-24, К3-20, К4-20, К2-220 – такие масла могут заливаться как в двигатели компрессоров, так и в поршневую зону.
  • VB, VB-I, DAG – рассчитаны на применение в любых типах компрессорного оборудования, в которых температура не выше +140 °C. Присутствие в обозначении буквы I обозначает наличие специальных присадок, повышающих рабочие свойства смазочного состава.
  • VC, VC-I, DAA. Востребованы в стационарно установленных агрегатах с ограничением температуры +160 °C, в мобильных, эксплуатируемых на открытом пространстве, +220 °C.
  • VD, VD-I, DAB. Такие масла льют в мощные воздушные поршневые компрессоры с ограничением по температуре +220 °C, независимо от места эксплуатации оборудования.

Ресурс компрессора

Данный параметр производители нередко забывают указать, притом сознательно. Ведь продолжительность работы агрегата может быть установлена лишь экспериментально. Однако есть косвенные признаки определения моторесурса. В поршневых моделях это частота вращения коленчатого вала. Чем вал вращается быстрее, тем больше нагревается головка и тем быстрее происходит ее износ. Корректно сравнивать компрессоры одинаковой производительности.

Компрессоры с ременной передачей служат дольше. Ременной привод обеспечивает высокую производительность на низких оборотах. Компрессоры с ременной передачей крутящего момента принадлежат классу полупрофессиональных и способны создавать до 16 атм.

Замена масла в компрессоре должна производиться обязательно. Высчитать, сколько часов проработал агрегат, довольно сложно, особенно если работает он ежедневно. Рекомендуется менять масло дважды в год. За это время оно, как правило, успевает изменить цвет.

Какое масло идет в воздушный поршневой компрессор – рекомендуемые марки

Для бесперебойной работы воздушного компрессорного оборудования рекомендуется использовать только специальные сертифицированные составы. Возможные варианты:

  • Ариан К-12. Недорогое минеральное масло, которое заливается в компрессоры, обеспечивающие средний и высокий уровень давления. Отличается сниженным количеством серы. Еще один низкосернистый продукт – Ариан К-28. Его преимущество – полное отсутствие механических включений.
  • BP Enersyn GCS-180. Синтетический состав, который запрещено совмещать с минеральным. Разработан специально для поршневых компрессорных агрегатов. Содержит антиокислители.
  • Fubag. Масла этой немецкой торговой марки можно использовать в воздушных компрессорах и других брендов, в том числе китайских. Они содержат комплекс присадок, предотвращающих окислительные процессы при любых температурах и образование коксовых отложений.
  • КМ100 Энкор 40612. Экономичен благодаря минимальному уровню испарения. Это масло можно залить в компрессор зимой, поскольку оно адаптировано к работе при низких температурах.
  • Mobil Rarus. Продукт, подходящий для всех типов воздушных компрессоров. Для него характерны: сниженная вязкость, высокая температура возгорания, низкая способность к образованию углеродистых отложений.
  • Минеральное масло «Зубр ЗМК-ПС» – приемлемый вариант для бытовых компрессоров. Этот износостойкий продукт не требует частой замены.

695 руб. с НДС — 1 л.
Компрессорное масло Remeza VG100 вырабатываются на основе высокоочищенных минеральных базовых масел с импортным пакетом функциональных присадок. В состав пакета присадок входят присадки, обеспечивающие высокие антикоррозионные и антиокислительные свойства, высокую устойчивость к осадкообразованию. Масла данной серии разработаны с учетом всех требований, предъявляемых к маслам отечественными и иностранными производителями компрессорного оборудования, полностью соответствуют требованиям DIN 51506, категория VDL, и других мировых стандартов в данной области. Масло Remeza VG100 VDL-100 имеет целый ряд одобрений от производителей оборудования и положительные рекомендации от крупных эксплуатантов компрессорной техники.

Характеристики:

Параметр Значение
Вязкость кинематическая при 40°С, мм2/с 101,7
Вязкость кинематическая при 100°С, мм2/с 11,1
Цвет на колориметре ЦНТ, ед 2,5
Зольность, % 0,01
Плотность при 20°С, г/см3 899,3
Кислотное число, мг КОН/г 0,2
Температура вспышки в открытом тигле, °С 205
Температура застывания, °С -24
Трибологические характеристики на ЧШМ:
индекс задира, Н (кгс) 53(54,8)
показатель износа, мм. 0,31

Внимание! Если в компрессоре залита другая марка масла, необходимо слить оставшееся масло и залить новое. Смешивание разных марок масел не рекомендуется.

695 руб. с НДС — 1 л.
Mannol Compressor Oil ISO 100 — минеральное масло, предназначенное для смазки воздушных компрессоров. Отличающие свойства: высокорафинированное масло на основе парафиновых масел; великолепная термостабильность, исключительная устойчивость к окислению; минимальное образование осадков и отложений, гарантирующее чистоту всех механических деталей; предотвращает риск пожара или взрыва; прекрасные антикоррозионные свойства; низкая испаряемость. Применение: воздушные компрессоры, ротационные компрессоры с масляным впрыском, ротационные сухие компрессоры и центрифужные компрессоры, замкнутые гидравлические системы с применением беззольных масел.

Характеристики:

СвойствоМетодЕдиницаРезультат
ISO-класс100
Вязкость при 100°CD 445CSt10,56
Вязкость при 40°CD 445CSt91,56
Индекс вязкостиD 227097
Плотность при 15°CD 1298kg/m?888
Температура вспышки COCD 92°C216
Температура застыванияD 97°C-25

Внимание! Если в компрессоре залита другая марка масла, необходимо слить оставшееся масло и залить новое. Смешивание разных марок масел не рекомендуется.

118 euro с НДС — 20 л.

Высококачественное масло для поршневых воздушных компрессоров. Shell Corena P 100 — высококачественное масло для поршневых воздушных компрессоров. Разработано на основе смеси специально подобранных базовых масел, которые приближают эксплуатационные свойства продукта к уровню синтетических масел.

Область применения:

Поршневые воздушные компрессоры. Все промышленные поршневые воздушные компрессоры, работающие с температурой нагнетаемого воздуха до 220°С.

Компрессоры, производящие воздух для дыхания. Shell Corena P может применяться в компрессорах, производящих сжатый воздух для дыхания, обеспечивая дополнительную чистоту используемого оборудования, что гарантирует пригодность производимого воздуха для дыхания. Shell Corena P 150 одобрено для применения в производящих воздух для дыхания компрессорах BAUER.

Преимущества:

Продолжительный срок службы. Масло обеспечивает значительное продление интервалов между техническим облуживанием клапанов и поршней. При этом намного удлиняется период, когда компрессор может эксплуатироваться с высокой эффективностью.

Безопасность воздушных линий. Частицы ржавчины, диспергированные в углеродистых отложениях (нагарах) в нагнетательных линиях компрессоров, под воздействием тепла сжатого воздуха, могут вызывать экзотермическую реакцию, приводящую к взрывам и пожарам. Shell Corena P помогает свести к минимуму возникновение такой опасности.

Отличные антиокислительные свойства. Масла устойчивы к образованию углеродистых отложений (нагара) и лакообразованию на клапанах и головках поршня, вызываемых продуктами коррозии (оксиды и гидрооксиды железа) при высоких рабочих температурах и давлениях. Такие отложения могут вызывать серьезные повреждения, снижать эффективность работы компрессора и увеличивать эксплуатационные расходы.

Отличные антикоррозионные и противоизносные свойства. Эффективно защищает от коррозии все металлические поверхности. Защищает от изнашивания все особо важные детали оборудования, например, обшивки, клапаны, подшипники и продлевает интервалы между ТО.

Очень хорошие деаэрационные и антипенные свойства. Тщательный подбор присадок обеспечивает быстрое отделение воздуха без излишнего пенообразования.

Хорошие деэмульгирующие свойства. Shell Corena P легко отделяет воду, ее избыток может быть легко удален из системы циркуляции масла. Это способствует предотвращению коррозии и сохранению эффективного смазывающего действия, а также помогает отделить масло от конденсата в масло/водосепараторах и осушителях.

Спецификации и одобрения:

DIN 51506 VDL ISO 6743-3:2003 DAA нормальные условия.

Corena P150 разрешена к применению BAUER и включена в «BAUER reference oil list for breathing air compressor lubricants» («список масел, одобренных к использованию в компрессорах BAUER, производящих воздух для дыхания»).

Совместимость с уплотнительными материалами:

Shell Corena P совместимо со всеми уплотнительными материалами, обычно используемыми в воздушных компрессорах.

Рекомендации:

Рекомендации по применению смазочных материалов в областях, не указанных в данном информационном листке, могут быть получены у представителя фирмы Шелл.

Здоровье и безопасность:

При соблюдении правил личной и производственной гигиены, а также при надлежащем использовании в рекомендуемых областях применения Shell Corena P не представляет угрозы для здоровья и опасности для окружающей среды. Более полная информация по данному вопросу содержится в паспорте безопасности продукта.

Берегите природу:

Отработанное масло необходимо отправлять на специализированные пункты по утилизации. Не сливайте отработанные масла в канализацию, почву или водоемы.

Типичные физико-химические характеристики:

Показатель Метод Shell Corena P
Класс вязкости по ISO ISO 3448 100
Стандарт DIN 51506 VDL 100
Кинематическая вязкость, мм²/с

при 40°C

при 100°C

ASTM D 445 100

9,2

Плотность при 15°C, кг/м³ ASTM D 1298 899
Температура вспышки в открытом тигле, °C ASTM D 92 240
Температура застывания, °C ASTM D 97 -33
Число нейтрализации, мг КОН/г ASTM D 974 0,3
Зольность сульфатная, % масс. DIN 51575 0,06
Окислительная стабильность (изменение массы коксового остатка), % DIN 51352-2 2
Свойства остатка (20%) фракционирования

кокс (по Конрадсону), % масс.

кинематическая вязкость при 40°С, мм²/с

DIN 51551

DIN 51562

0,3

160

Защита от коррозии (сталь) ASTM D 665 выдерживает
Деэмульгирующие свойства, мин.

при 54°С

при 82°С

ASTM D 1401

20

Какое масло лучше лить в компрессор – минеральное или синтетическое

Минеральные продукты стоят дешевле. Их обычно применяют в компрессорном оборудовании, используемом периодически, поскольку они имеют небольшой эксплуатационный период. Для минеральных смазок характерно жесткое ограничение по температуре, обычно +90 °C. При более высоких рабочих температурах минмасло может воспламениться или вызвать детонацию.

Синтетические компрессорные масла отличаются более высокой ценой, оправданной комплексом ценных характеристик:

  • возможность применения при повышенных рабочих температурах: +180…+200 °C;
  • сохранение рабочих характеристик при отрицательных температурах, что позволяет использовать синтетические смазочные материалы в зимний период;
  • длительный срок эксплуатации, который в 3-4 раза выше, чем у минеральных продуктов.

Синтетические компрессорные масла обычно приобретают для мощных, часто эксплуатируемых агрегатов.

Виды компрессорной техники

Компрессорная техника сегодня используется в разных сферах. Конечно, она может иметь различную конструкцию. Наиболее распространенные виды:

  1. Поршневый — состоит из цилиндра и поршня, оснащен клапанами (нагнетающим и всасывающим).
  2. Винтовой — оснащен двумя винтовыми роторами, вращающимися синхронно.
  3. Мембранный — имеет пластинчатый эластичный орган, используемый при перекачке жидкости.
  4. Струйный — включает в себя струйный аппарат, золотниковый клапан и насадку с каналом; применяется в газовой и нефтедобывающей отраслях.
  5. Осевой — корпус оснащен направляющими, а ротор — работающими лопатками.
  6. Центробежный — имеет ротор с колесами, сборные и обычные диафрагмы, аппараты для направления потоков газа.

Независимо от конструкции, они имеют специальный масляный нагнетатель, занимающийся подачей смазочного, охлаждающего и герметизирующего материала.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]