Зимний Магнитогорск: один из крупнейших центров чёрной металлургии в мире


Промышленные отрасли Урала

Отраслями рыночной специализации Уральского экономического района являются горнодобывающая промышленность, черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно – бумажная промышленность.

Важное значение имеет также производство строительных материалов ( цемента, строительного кирпича и др. ) . Урал производит от 20 до 40 % общероссийского выпуска металлорежущих станков, экскаваторов, нефтеаппаратуры, химического оборудования и машин для сельского хозяйства, свыше 35 % чугуна, около 15 % деловой древесины и пиломатериалов, почти 20 % бумаги.

Топливная промышленность, электроэнергетика , пищевая и легкая промышленность, а также сельского хозяйство дополняет хозяйственный комплекс Урала.

Существенное влияние на формирование хозяйства Уральского экономического района оказывает его чрезвычайно выгодное экономико – географического положение. Урал занимает центральное положение в стране. Он входит в состав Западной экономической зоны России , граничит с районами Восточной зоны, отсюда – относительная близость к разнообразным минерально – сырьевым и топливно – энергетическим ресурсам Сибири, к рынкам сбыта готовой продукции, которая потребляется как в западной , так и в восточных районах страны.

Урал имеет важное значение как машиностроительная база освоения восточных районов. Благоприятное экономико – географическое положение Урала способствует повышению его роли в межрайонном территориальном разделении труда.

Энергетика Урала

В состав объединённой энергетической системы Урала входит девять региональных энергосистем. Комплекс состоит из около 220 электростанций и более 1550 подстанций. Общая протяжённость линий электропередач составляет около 126 тысяч километров.

Объединённая энергетическая система региона имеет высокую маневренность блочного оборудования. Именно такая технология позволяет по необходимости менять общую загрузку электрических станций и отключать резерв на определённые дни.

История развития

Начало экономическому процветанию Урала было положено еще в 1721 году по указу императора Петра I. Именно он одобрил инициативу В.Н. Татищева, и на берегах реки Исеть заложили крупнейший в России железоделательный завод и крепость. С этих пор значимость Урала для России только возрастала.

В конце XVII — начале XVIII вв. началось строительство железоделательных и чугуноплавильных заводов. В то время Урал снабжал железом не только Россию, но и Западную Европу. Но постепенно уральская промышленность пришла в упадок. Это обусловливалось пережитками крепостничества, кабальным положением уральских рабочих, технической отсталостью Урала, оторванностью от центра России, конкуренцией южной металлургии. По мере того, как вырубались леса, все большее количество уральских заводов закрывалось. Царское правительство во время Первой мировой войны делало попытку возродить уральскую металлургию, но успеха не добилось.

Помимо черной металлургии в промышленности дореволюционного Урала имели некоторое значение выплавка меди, платины и добыча золота. Машиностроение было развито слабо. Преобладало производство простейших машин и оборудования: плугов в Челябинске, инструмента в Златоусте, различных металлических изделий на Кусинском, Нязепетровском и других заводах. Наиболее крупными из машиностроительных заводов были Мотвилихинский, Боткинский, Усть-Катавский.

В 1930-е годы на Урале началось создание крупной уральской металлургии, развитие машиностроения, химической, бумажной и лесной промышленности. Большие работы были осуществлены по созданию топливно-энергетической базы. Для снабжения электроэнергией промышленности Урала осуществлялось строительство на базе местного топлива Челябинской, Егоршинской, Кизеловской и других электростанций, а позднее Белоярской АЭС, Рефтинской, Пермской, Ириклинской ГРЭС и др.

На Урале были построены крупнейшие металлургические предприятия, такие как: Магнитогорский металлургический комбинат, Челябинские металлургический и электрометаллургический и заводы и многие другие. Коренной реконструкции подверглись Чусовской, Серовский, Златоустовский и ряд других заводов, которые стали ведущими предприятиями страны по выплавке качественных сталей для нужд авиационной, автотракторной и инструментальной промышленности. Была создана крупная машиностроительная база.

Значительно выросло производство химических продуктов, в частности серной кислоты, калийных удобрений и т. д. Большое развитие получила лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность. Стали развиваться отрасли легкой и пищевой промышленности.

Конец неформального контракта

Итак, скорого восстановления цен и уровня потребления ждать не приходится. Это понимает большинство игроков. Соответственно корректируются стратегии и меняются приоритеты. Основное направление, на котором будут концентрироваться в ближайшем будущем усилия производителей цветных металлов, — снижение себестоимости. Период низких цен и падения спроса играет оздоровительную роль, выводя с рынка менее эффективных игроков и повышая в целом эффективность компаний. Отрасль проходит крутой вираж, на котором предприятия с большей себестоимостью «вылетают» на обочину. Единственный путь, чтобы не оказаться на обочине бизнеса, — снижать издержки.

Крупнейшие компании уже предпринимают шаги в части снижения издержек на железнодорожные перевозки, обеспечение хотя бы частичной энергонезависимости, закрытие нерентабельных производств.

Однако самая интересная перспектива года, на наш взгляд, будет связана с расторжением так называемого неформального контракта между металлургами и властями. Специфическая среда, в которой работали наиболее успешные предприятия падающей экономики в 90-х, привела к заключению «неформальных» социальных контрактов. Суть их в следующем: предприятие в условиях слабости государственных институтов берет на себя значительную часть социальных функций, в обмен на что получает стабильность и поддержку местных властей. Конечно, в реальности все не так примитивно. Проблема в том, что сокращение рабочих в малых городах способно привести к социальному взрыву и серьезно повредить самому предприятию, тем более что в России отсутствуют условия для перетока рабочей силы. Мощные барьеры, снижающие до минимума мобильность рабочей силы, по мнению McKinsey Global Institute, являются одним из основных факторов, тормозящих рост в России. Обойти эти барьеры не могут даже крупнейшие корпорации, о чем убедительно свидетельствует пример постоянного «бодания» руководства «Норильского никеля» с профсоюзами.

По сути социальный контракт — это своеобразный дополнительный налог, уплачиваемый предприятиями. Такая система устойчива только тогда, когда обе стороны получают выгоду. До 1999 года выгода для предприятий была вполне явной: ярлык социально значимого предприятия позволял урегулировать многие вопросы, прежде всего на местном уровне, связанные с уплатой налогов, защитой от кредиторов и заказных банкротств. Сегодня выгода уже не такая явная, и по мере улучшения (пусть и крайне медленного) социально-экономической среды таких контрактов становится все меньше. Стремительное улучшение финансового положения и относительное снижение уровня налогов уже не делают поддержку властей такой необходимой. Другими словами, баланс нарушен: выгода далеко не перекрывает тех издержек, которые предприятия несут на дополнительное «социальное» налогообложение.

Назревает потенциальный конфликт между предпринимателями и местными властями. Инициаторами его, судя по всему, станут металлурги, которые конкурируют не на растущем внутреннем рынке, а на стагнирующем экспортном. Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение объявило в декабре о сокращении 1,7 тыс. человек в связи с уменьшением американских заказов на авиационный прокат. О возможных увольнениях завили Уральская горно-металлургическая компания, алюминиевые заводы. Вслед за ними потянутся и другие.

Для каждого из этих предприятий проблема очень сложна, и решать ее без активной поддержки государства будет крайне непросто. Сокращение персонала в малых городах (Верхней Салде, Среднеуральске, Кировграде и других), способное значительно увеличить производительность труда (и естественно, заработную плату оставшихся), возможно только тогда, когда кто-то позаботится об увольняемых. В противном случае резкий рост безработицы и соответственно социальной напряженности ударит рикошетом по предприятию. Забота в такой ситуации — это не только выплата компенсаций, но и обеспечение переезда в другое место (а это жилищные программы, ипотека, которая в России не работает). Однако даже если предприятие осилит эти весьма немалые вложения, то через год-два, когда цены пойдут вверх, в малом городке не будет хватать рабочих и придется инициировать не менее затратные программы обратного переселения. В развитых странах это в чистом виде функция государственной экономической политики. Однако государство — инерционный институт и на меняющиеся запросы бизнеса реагирует медленно. Поэтому пока дело дойдет до соответствующих законодательных инициатив, будет еще немало крови пролито в конфликтах между властями, работниками и представителями бизнеса.

Впрочем, при любом раскладе крупные сокращения в отрасли неизбежны. Об этом говорит статистика: крупнейший после «Норникеля» производитель первичного никеля канадская компания Inco Ltd при выручке в 2,9 млрд долларов имеет численность персонала 10,1 тыс. человек; «Норникель» при такой же выручке — 70 тысяч. Производитель меди Phelps Dodge имеет выручку более 3 млрд долларов при 15 тыс. работающих; Falconbridge (никель и медь) продает в год на 2,6 млрд канадских долларов при 6,2 тыс. работников. Для сравнения: УГМК при 60 тысячах занятых имеет выручку немногим более 1 млрд долларов. Поддерживать такой балласт при хорошей конъюнктуре цен можно, однако в сегодняшней ситуации это прямая дорога к потере бизнеса.

Отрасли рыночной специализации промышленности

Ведущей отраслью рыночной специализации Урала является черная металлургия. Урал — основная металлургическая база России. Более 80% металла производят заводы и комбинаты — Магнитогорский, Челябинский, Нижнетагильский и Орско-Халиловский. Из старых реконструированных заводов наиболее значительны Златоустовский, Верх-Исетский, Лысьвенский, Чусовской, Белоярский заводы. Заводы полного цикла работают частично на местных железных рудах, рудах КМА и соседнего Казахстана и на привозных коксующихся углях из Кузбасса.

На металлургических заводах в доменном и сталелитейном производстве как топливо широко используются природный и коксовый газы. Наличие в железных рудах Урала легирующих добавок позволяет выплавлять металл высокого качества. Кроме черных металлов в районе выплавляются и некоторые легирующие металлы — ванадий, титан, никель.

В Челябинске, Серове и на Чусовском заводе производятся ферросплавы. Отходы черной металлургии используются для производства строительных материалов и продукции химической промышленности. Металлургические шлаки используются как удобрение и как строительные материалы.

Металлургическая база Урала

Введение

В металлургический комплекс входят черная и цветная металлургия охватывающие все стадии технологических процессов: от добычи и обогащения сырья до получения готовой продукции в виде черных и цветных металлов и их сплавов. Металлургический комплекс – это взаимообусловленное сочетание следующих технологических процессов:

добыча и подготовка сырья к переработке (добыча, обогащение, агломерирование, получение необходимых концентратов и др.); металлургический передел – основной технологический процесс с получением чугуна, стали, проката черных и цветных металлов, труб и др.; производство сплавов; утилизация отходов основного производства и получение из них различных видов продукции.

Металлургический комплекс – это основа индустрии. Он является фундаментом машиностроения, обеспечивающего вместе с электроэнергетикой и химической промышленностью развитие научно-технического прогресса во всех звеньях народного хозяйства страны. Металлургия относится к числу базовых отраслей народного хозяйства и отличается высокой материалоемкостью и капиталоемкостью производства. На долю черных и цветных металлов приходится более 90% всего объема конструкционных материалов, применяемых в машиностроении России. В общем объеме транспортных перевозок Российской Федерации на металлургические грузы приходится свыше 35% всего грузооборота. На нужды металлургии расходуется 14% топлива и 16% электроэнергии, т.е. 25% этих ресурсов, расходуемых в промышленности.Состояние и развитие металлургической промышленности в конечном итоге определяют уровень научно-технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства 1. История металлургической базы Урала Урал является одной из уникальных железорудных провинций мира, включающей все разнообразие железных руд как по способу образования, так и по качественной их характеристике. О железных рудах на Урале было известно издавна. Примерно уже со второй половины ХVI века во многих местах вдоль западного и восточного склонов Уральского хребта существовал кустарный железный промысел. В то время искали и добывали только легкоплавкий бурый железняк, образующийся в результате осаждения железа из подземных грунтовых вод на дно многочисленных болот. Месторождения таких или озерных руд были многочисленны, но очень незначительны по запасам и поэтому быстро вырабатывались. Первооткрывателями и пользователями этих руд были большей частью крестьяне, получавшие так называемое «кричное» железо в виде губчатой массы при температуре 700–800оС в «домницах». Возросшие потребности государства в эпоху Петра I в вооружении армии привели к широкому развитию поисковых работ более качественного сырья и строительству железоделательных казенных заводов вблизи открытых месторождений. Поисками железных руд и постройкой новых заводов на Урале в то время активно занимались Демидовы. Для контроля за деятельностью горнопромышленников Петром I на Урал были присланы В.Н.Татищев и В.И.Геннин, заложившие на Урале много новых рудников и заводов. От плавки бурого железняка заводы стали переходить на плавку магнитного железняка. Это были скарновые магнетитовые руды, которые надолго определили промышленную значимость уральского региона: на протяжении более двух веков они являлись основной базой металлургической промышленности Урала и всей России. Но к настоящему времени запасы крупных неглубоко залегающих месторождений истощены, и перед промышленностью стала проблема освоения бедных и еще более тугоплавких (из-за более высокого в них содержания титана) руд – титаномагнетитовых. С освоением титаномагнетитовых руд в начале 70-х г. (1963г.) начинается третий период в развитии металлургической промышленности на Урале. Огромные запасы титаномагнетитовых руд, присутствие в них ценного легирующего элемента – ванадия, хорошая обогатимость являются благоприятными объективными предпосылками для дальнейшего развития базы черной металлургии Урала в новом тысячелетии. 2. Сырьевая база Урала В настоящее время на Урале насчитывается около 50 средних и крупных месторождений железных руд и более 200 мелких месторождений и рудопроявлений.Формирование их связано с различными геологическими процессами: магматическими, постмагматическими, осадочными, выветривания. В зависимости от условий образования руд, их минерального состава, геохимических особенностей и связи с определенными комплексами рудовмещающих пород выделяются следующие основные типы месторождений: титаномагнетитовые, скарново-магнетитовые, сидеритовые, железистых кварцитов и бурожелезняковые. Выделяются две группы (формации) титаномагнетитовых месторождений: ильменит-магнетитовая (высокотитанистых руд), или кусинский подтип, и собственно-титаномагнетитовая (низкотитанистых руд), или качканарский подтип. Наибольшее значение для промышленности в настоящее время имеют и будут иметь в новом тысячелетии, несомненно, месторождения малотитанистых титаномагнетитовых руд качканарского подтипа, располагающегося в западной части Тагильской зоны.Наиболее значительные месторождения этой группы Качканарское, Гусевогорское и Суроямское. Оруденение связано с различными типами пород: на Висимском и в отдельных зонах Гусевогорского месторождения – с наиболее магнезиальными разностями ультраосновных (низкокремнеземистых) пород – оливинитами и верлитами, в таких месторождениях, как Качканарское, Гусевогорское и др., – с пироксенитами, на Первоуральском и Маюровском – с горнблендитами. Рудные минералы представлены в основном магнетитом, ильменитом; в подчиненном количестве присутствуют гематит, сульфиды, встречается рассеянная платина. В рудах присутствуют и другие легирующие элементы, которые могут представлять в будущем промышленный интерес (скандий, германий), а также элементы платиновой группы. На долю малотитанистых руд в общем балансе железных руд Урала приходится более 80%. Наиболее крупным представителем их является Качканарская группа, включающая собственно Качканарское и Гусевогорское месторождения, расположенные в Качканарском массиве. Огромные запасы и благоприятные геологические, горнотехнические и технологические условия их отработки являются предпосылками к тому, чтобы в недалеком будущем они станут основной железорудной базой черной металлургии Урала.Скарново-магнетитовые месторождения являются основной сырьевой базой горно-добывающей и металлургической промышленности Урала. Наиболее крупные месторождения сосредоточены в двух геолого-структурных зонах: Тагило-Магнитогорской – Гороблагодатское, Северо-Гороблагодатское, Высокогорское, Естюнинское, Магнитогорское, Малый Куйбас и Восточно-Уральской – Петровское, Глубоченское, Алешинское, Качарское, Соколовско-Сарбайская группа. Скарново-магнетитовые руды Урала совместно с титаномагнетитовыми рудами служат основной сырьевой базой металлургических предприятий Урала. Комплексный состав скарновых сульфидно-магнетитовых (Cu, Co, Zn , отчасти Au, Ag) и титаномагнетитовых руд (Ti, V, отчасти Sc и платиноиды), усовершенствование старых и внедрение новых технологий обогащения в перспективе, несомненно, должны способствовать повышению эффективности работы железорудных горно-добывающих и перерабатывающих предприятий Урала. Так, по оценке сотрудников Института «Уралмеханобр» (С.П. Дойлидова, И.И.Ручкина, В.А.Зубкова) суммарная стоимость сопутствующих элементов (Co, Cu, Au, Ag и S) в скарновых сульфидсодержащих рудах некоторых месторождений Тагило-Кушвинского рудного района составляет более половины стоимости железа в этих рудах. Вместе с тем, в связи с длительной и интенсивной эксплуатацией, особенно в военные и послевоенные десятилетия, запасы скарновых магнетитовых руд сильно уменьшились: практически все крупнейшие на Среднем и Южном Урале месторождения -Гороблагодатское, Высокогорское и Магнитогорское — находятся в завершающей стадии отработки. Положение с резервными запасами сильно осложнилось и в связи с распадом СССР, в результате которого основная группа разрабатываемых крупнейших в стране и в мире скарновых магнетитовых месторождений Соколовско-Сарбайской группы и Качарского отошла к Казахстану. Весьма крупные запасы скарновых руд имеются в Курганской области, но они залегают на больших глубинах (470–1500 м) и в ближайшем будущем вряд ли будут эксплуатироваться. Наиболее реальными направлениями по приросту запасов руд в экономически освоенных районах представляются доразведка и поиски руд на глубоких горизонтах и флангах известных месторождений. Промышленные месторождения сидерита известны на западе Челябинской области — Бакальские в Саткинском районе и Ахтенское в Кусинском районе. Они расположены в Центрально-Уральской структурно-геологической зоне в северной части Башкирского мегантиклинория. Сидеритовые месторождения относятся к гидротермально-метасоматическому классу и залегают в карбонатных породах. Бакальская группа сидеритовых месторождений крупнейшая в мире для данного класса. Железные руды Бакальских месторождений представлены двумя типами: эпигенетическими сидеритовыми залежами и бурыми железняками зон окисления сидеритов. Месторождения разрабатываются уже около 240 лет и высококачественные бурожелезняковые руды в значительной степени отработаны. Запасы сидеритов составляют около 1 млрд т, что позволяет рассматривать Бакальские месторождения в разряде уникальных. В рудном поле площадью 150 км2 известны более 20 месторождений, содержащих около 200 рудных тел. В настоящее время действует три рудника, добывающих сидеритовую руду открытым способом: Новобакальский, Иркускан, Шуйдинский (в последнем добывают также и остатки высококачественных гематит-гидрогетитовых руд – турьитов) и шахта «Сидеритовая». Всего за время эксплуатации Бакальских рудников в XX веке было добыто 105647 тыс. т сидеритов и 130464 тыс. т бурожелезняковых руд, т.е. всего более 236 млн т железной руды (Н.В.Гринштейн, 1997). В Бакале действует аглофабрика по производству агломерата из смеси сидерита и бурого железняка. Перспектива развития Бакальских месторождений должна определяться комплексным использованием природных ресурсов рудного района. Ахтенское месторождение расположено в 30 км восточнее г. Куса. Оно приурочено к доломитам нижнекусинской подсвиты саткинской свиты. Сближенные пластообразные и линзообразные залежи образуют крутопадающую зону длиной до 2 км мощностью до 100 м, на глубину они прослежены до 400 м. Сидерит содержит изоморфную примесь магния (не менее 4 %), характеризуется повышенным содержанием кварца (в среднем 14 %). Запасы месторождения составляли 10 млн т. Они наполовину отработаны открытым способом. Месторождения железистых кварцитов. Промышленные месторождения (по современным требованиям) известны в Тараташском блоке, расположенном в Центрально-Уральской зоне, к северо-западу от г. Златоуста. Тараташская группа включает Куватальское, Радостное, Магнитный Ключ, Западно-Лысогорское и Шигирское месторождения железистых кварцитов. До 1917 г. руды этих месторождений добывались и поставлялись на Уфалейский и Кыштымский металлургические заводы. Железистые кварциты тараташских месторождений залегают в нижней части тараташской свиты, сложенной кварцитами, гнейсами, амфиболитами. Рудные тела имеют пластовую и линзовидную форму. Они образованы в основном магнетитом, кварцем, пироксеном с небольшим количеством роговой обманки, граната, апатита. Содержание железа в рудах составляет 30-35%. Наиболее крупным из них является Куватальское месторождение, расположенное в северо-восточной части Тараташского блока. Рудные тела залегают согласно с полосчатостью вмещающих пород. Разрывными нарушениями они разорваны на несколько частей (блоков) и смещены относительно друг друга. Самое крупное рудное тело прослежено по простиранию на 1800 м, по падению – на 850 м при наибольшей мощности 60 м. Рудные тела месторождения прослежены скважинами до глубины 1000 м. Ориентировочные запасы руд до указанной глубины оцениваются в 270 млн.т.Месторождение Радостное, расположенное в 15 км к юго-западу от Куватальского, отработано открытым карьером в конце 80-х гг. ХХ века. Другие месторождения Тараташской группы не эксплуатируются. Месторождения бурых железняков. Из других типов железорудных месторождений, которые в перспективе могут стать одним из важных источников железа в связи с их большими запасами (до 10 млрд т), следует отметить экзогенные железные руды. Среди них выделяются два подтипа -остаточный и собственно осадочный. К первому подтипу относятся бурые железняки Серовского рудного района на Среднем Урале и Орско-Халиловского — на Южном, связанные с мезозойскими корами выветривания ультраосновных пород. Поэтому они содержат в повышенных количествах Cr, Ni и Co и, таким образом, являются природнолегированными рудами. По данным В.И. Лещикова, Серовское месторождение с запасами руд в 770 млн т при среднем содержании в них Fe–36,64, Сr–1,70, Ni–0,21 и прогнозными ресурсами 900 млн т до глубины 150 м вполне пригодно для открытой добычи. Ко второму подтипу, или оолитовой железорудной формации, относятся очень крупные месторождения с многомиллиардными (до 10 млрд т) запасами бурых железняков Кустанайского Зауралья. Среди железорудных месторождений западного склона Южного Урала на территории Башкортостана заслуживает внимание большая группа мелких инфильтрационно-остаточных бурожелезняковых месторождений, залегающих в коре выветривания терригенно-карбонатных толщ верхнего протерозоя. Месторождения интенсивно разрабатывались еще в ХIX веке, но к середине ХХ века эксплуатация большинства из них была прекращена. Здесь выделяются Зигазино-Комаровский, Авзянский, Инзерский и Лапыштинский железорудные районы, в которых расположены более 30 месторождений. Железные руды месторождений характеризуются сравнительно простым и однообразным вещественным составом, представленным в основном гидроокислами железа с незначительной примесью окислов и гидроокислов марганца; в некоторых месторождениях присутствуют сульфиды железа и меди -пирит и халькопирит, а на наиболее глубоких горизонтах (более 100м) встречаются также тонкие прослои сидеритов. Наиболее крупным является Туканское месторождение, рудные зоны которого, состоящие из пяти рудных пластов, вытянуты по простиранию от сотен метров до 3 км и более при мощности от 1 до 10 м. Следует отметить, что в связи с геологическими условиями размещения железных руд данного типа, особых перспектив на открытие новых промышленных месторождений по современным оценкам не имеется. В заключение следует сказать, что опыт изучения закономерностей размещения железорудных месторождений на Урале и анализ состояния железорудной сырьевой базы Урала в целом свидетельствуют о том, что на Урале перспективы обнаружения новых объектов на малых глубинах (до200м), т. е. неглубоко залегающих крупных месторождений легкоплавких и легкообогатимых скарновых железных руд, весьма ограниченны; прогнозные же ресурсы этих руд связываются с большими глубинами (от 200 до 2000м). Поэтому наибольший интерес представляют титаномагнетитовые месторождения высокотитанистых и особенно малотитанистых руд, характеризующиеся большими запасами и залеганием руд вблизи поверхности. Резервной сырьевой базой являются железо-хром-никелевые бурые железняки Серовского месторождения после разработки технологии их переработки.

3. Факторы, влияющие на размещение отраслей металлургического комплекса Черная металлургия имеет следующие особенности сырьевой базы:

Сырье характеризуется относительно большим содержанием полезного компонента – 17% в сидеритовых рудах до 53-55% в магнетитовых железняках. На долю богатых руд приходится почти пятая часть промышленных запасов, которые используются, как правило, без обогащения. Примерно 2/3 руд требуют обогащения простым и 18% — сложным методом обогащения; Разнообразие сырья в видовом отношении (магнетитовые, сульфидное, окисленное и др.), что дает возможность использовать разнообразную технологию и получать металл с самыми различными свойствами; Различные условия добычи (как шахтная, так и открытая, на долю которой приходится до 80% всего добываемого в черной металлургии сырья); Использование руд, сложных по своему составу (фосфористые, ванадиевые, титаномагнетитовые, хромистые и т.п.). При этом более 2/3 составляют магнетитовые, что облегчает возможности обогащения.

Важнейшей проблемой сырьевой базы черной металлургии является ее удаленность от потребителя. Так, в восточных районах России сосредоточена большая часть топливно-энергетических ресурсов и сырья для металлургического комплекса, а основное потребление их осуществляется в европейской части России, что создает проблемы, связанные с большими транспортными затратами на перевозку топлива и сырья.Размещение предприятий черной металлургии полного цикла зависит от сырья и топлива, на которые приходится большая часть затрат по выплавке чугуна, из них около половины – на производство кокса и 35-40% — на долю железной руды.В настоящее время в связи с использованием более бедных железных руд, требующих обогащения, строительные площадки размещаются в районах добычи железной руды. Однако нередко приходится везти обогащенную железную руду и коксующий уголь за многие сотни и даже тысячи километров от мест их добычи на металлургические предприятия, расположенные вдали от сырьевых и топливных баз.Таким образом, существуют три варианта размещения предприятий черной металлургии полного цикла, тяготеющих либо к источникам сырья (Урал, Центр), либо к источникам топлива (Кузбасс), либо находящихся между ними (Череповец). Эти варианты обуславливают выбор района и места строительства, наличие источников водоснабжения и вспомогательных материалов.Большими объемами производства отличается передельная металлургия, к которой относятся сталеплавильные, сталепрокатные и трубные заводы, специализирующиеся на выплавке стали из чугуна, металлического лома, металлизированных окатышей, производстве стального проката и труб. Заводы, передельной металлургии создаются в крупных центрах машиностроения, где потребности в металле определенных сортов достаточно велики. К передельной металлургии относятся также сталеплавильные заводы, на которых производится особо высококачественная сталь для различных отраслей машиностроения (инструментальная, шарикоподшипниковая, нержавеющая, конструкционная и др.).Новым направлением развития черной металлургии является создание электрометаллургических комбинатов, для производства стали из металлизированных окатышей, получаемых методом прямого восстановления железа, где достигаются высокие технико-экономические показатели по сравнению с традиционными способами получения металла.Предприятия малой металлургии размещаются там, где имеются машиностроительные заводы. Выплавка на них производится из привозного металла, металлолома, отходов машиностроения.В современных условиях все большее влияние на размещение отраслей металлургического комплекса оказывает научно-технический прогресс. Наиболее полно воздействие его как фактора размещения производства проявляется при выборе районов нового строительства металлургических предприятий. С развитием научно-технического прогресса расширяется сырьевая база металлургии в результате совершенствования методов поиска и разработки рудных месторождений, применения новых, наиболее эффективных технологических схем производства по комплексной переработке сырья. В конечном счете, увеличивается число вариантов размещения предприятий, по-новому определяются места их строительства. Научно-технический прогресс выступает важным фактором не только рационального размещения производства, но и интенсификации отраслей металлургического комплекса.Значительную роль в размещении металлургических предприятий играет транспортный фактор. Это связано прежде всего с экономией затрат в процессе транспортировки сырья, топлива, полуфабрикатов и готовой продукции. Транспортный фактор в большей степени обуславливает размещение предприятий по производству концентратов, по обслуживанию основного производства топливом. На их размещение влияет обеспеченность территории (региона) прежде всего автомобильным, трубопроводным (подача топлива) и электронным транспортом (обеспечение электроэнергией). Не менее важно и наличие железных дорог в регионе, так как продукция отраслей металлургического комплекса является весьма многотоннажной.На размещение металлургической промышленности влияет развитие инфраструктуры, а именно обеспеченность района объектами производственной и социальной инфраструктуры, уровень их развития. Как правило, регионы с более высоким уровнем развития инфраструктуры являются наиболее притягательными при размещении металлургических предприятий, так как нет необходимости строительства новых, дополнительных объектов электроснабжения, водоснабжения, транспортных коммуникация, учреждений социальной сферы.

4. Программа развития металлургической базы Урала

На Урале металлургический комплекс представлен одиннадцатью предприятиями, работающими на местном и привозном сырье.Производство чугуна на Урале в 2005 году прогнозируется на уровне от 16,4 млн т до 20 млн т, что потребует переработки от 28,5 млн т до 34,9 млн т в год товарной железной руды. На 1 января 1996 года мощность по производству товарной железной руды составила по Уралу 16,4 млн т в год, что обеспечивает до 50 % потребности металлургии.Анализ состояния сырьевой базы Урала показывает, что при финансировании мероприятий только за счет собственных средств в 2005 году мощность по товарной руде составит 9,5 млн т (снизится на 42 % ) и обеспечит всего около 25 % потребности металлургического комплекса. Обеспечение финансирования инвестиционных программ железорудных предприятий в необходимом объеме позволит в 2005 году обеспечить производство товарной железной руды на уровне 22 млн т, что составит 63 % от потребности. Из наиболее крупных проблем, которые необходимо решить за счет инвестиций на горнорудных предприятиях Уральского региона, можно выделить следующие:

реконструкция шахты «Естюнинская» АО «Высокогорский ГОК» с введением в эксплуатацию нового участка месторождения и увеличением мощности шахты с 1,2 млн т до 3,0 млн т в 2005 году позволит компенсировать вывод мощности по шахтам «Магнетитовая» и «Эксплуатационная»; реконструкция шахты «Северо-Песчанская» для селективной добычи железо-медистой руды в АО «Богословское РУ» позволит увеличить мощность по производству товарной железной руды на 16 % к 2005 году.

Для металлургических предприятий Южного Урала наиболее актуальным является вовлечение в промышленную эксплуатацию местных железорудных месторождений. В первую очередь предполагается освоение месторождений с утвержденными запасами и одновременно геологическое изучение перспективных месторождений и рудопроявлений.Для развития собственной сырьевой базы АО «Магнитогорский металлургический комбинат» предусматривает осуществить:

строительство подземного рудника на месторождении Малый Куйбас мощностью 2,5 млн т сырой руды; строительство подземного рудника на месторождении Подотвальное мощностью 800 тыс. т сырой руды; строительство карьера на Леднянско-Полевом месторождении мощностью 1,5 млн т сырой руды.

Для восполнения выбывающих мощностей на Туканском и Верхне-Карадинском месторождениях Туканского рудоуправления АО «Белорецкий металлургический комбинат» предусматриваются вскрытие и подготовка месторождений Наратай и Северный Наратай Зигазино-Комароского железорудного района мощностью 500 тыс. т руды.Повышение конкурентоспособности железорудного сырья. Основными направлениями реконструкции и технического перевооружения при подготовке железорудного сырья к металлургическому переделу приняты повышение качества товарной железной руды, выпуск новых прогрессивных видов продукции, обеспечивающих конкурентоспособность сырья на мировом рынке, существенное снижение энергозатрат, улучшение экологической обстановки, а также попутное извлечение ценных компонентов из отходов обогащения. Предусматриваются внедрение нового, более производительного оборудования, высокоэффективных технологических процессов, отвечающих современным требованиям мирового уровня, и их автоматизация.Значительного повышения качества железорудного сырья можно ожидать при освоении новых технологий добычи богатых железных руд КМА как подземным способом на АО «Яковлевское рудоуправление», так и методом скважинной гидродобычи на АО «Белгородский ГОК».Федеральной целевой программой «Руда» намечается осуществление реконструкции практически всех дробильно-обогатительных фабрик в зависимости от состояния технологического оборудования, зданий и сооружений (степени их морального и физического износа). Предполагается внедрить новые технологические процессы, в том числе на:

АО «Ковдорский ГОК» – флотацию железорудного концентрата, что позволит повысить содержание железа с 64 до 65 % и удалить вредные примеси (серу); АО «Михайловский ГОК» – сухую магнитную сепарацию, что повысит качество железорудного концентрата, снизит затраты на его производство и обеспечит выпуск 2,2 млн т щебня; АО «Бакальское РУ» – относительно дешевую и простую схему обогащения в тяжелых суспензиях; АО «Качканарский ГОК» – транспортировку сгущенных хвостов обогащения высоконапорными шламовыми насосами, что позволит ежегодно экономить 35 – 40 млн кВт . ч электроэнергии.

На ряде предприятий вместе с повышением качества железорудного концентрата намечается попутное извлечение полезных компонентов, в том числе на:

АО «Ковдорский ГОК» – дополнительное производство с вовлечением в переработку ранее заскладированных отходов обогащения апатитового (400 тыс. т в год) и бадделеитового (1700 т в год) кон – повышение содержания железа с 60 до 68 % и производство медного кон – производство медного концентрата (11 тыс. т в год); АО «Олкон» – производство ферритовых и ферритостронциевых порошков и магнитов для электротехнической, радиотехнической и других отраслей промышленности; АО «Качканарский ГОК «Ванадий» – извлечение из отвальных хвостов обогатительной фабрики оксида скандия для сверхпрочных алюмоскандиевых сплавов (автомобильная, авиационно-космическая, оборонная отрасли).

Все агломерационные фабрики в связи со значительным износом как технологического оборудования, так и зданий подлежат существенной реконструкции в соответствии с современными требованиями по качеству агломерата, экологии и энергоемкости («Мундыбашская АОФ», АО «Высокогорский ГОК», АО «Качканарский ГОК «Ванадий», АО «Гороблагодарское РУ»).Значительный экономический эффект предполагается получить в окомковательном производстве как за счет внедрения (впервые в стране) производства металлизованных брикетов на АО «Лебединский ГОК», позволяющем использовать сырье непосредственно при производстве стали (вместо лома), так и при строительстве третьей обжиговой машины на АО «Михайловский ГОК», разработка которой осуществляется АО «Уралмаш». Машина принадлежит новому поколению, отличается современной теплотехнической схемой, позволяющей снизить энергетические затраты в 2-2,5 раза и существенно уменьшить выбросы в атмосферу при повышении качества окатышей.Общая стоимость инвестиционных программ, направленных на повышение конкурентоспособности продукции железорудных предприятий, составляет 8120 млрд рублей. При их реализации будет обеспечено:

повышение содержания железа в товарной руде на 0,3-0,4%, в том числе в концентрате на 0,5 % ; увеличение содержания железа в окатышах с учетом производства окатышей для металлизации на АО «Лебединский ГОК» не менее чем на 1 %, а с учетом производства металлизованных брикетов – на 4 %; снижение удельного расхода электроэнергии на производство железорудной продукции на 5-7 % и удельных энергетических затрат при производстве окатышей в 2-2,5 раза; сокращение вредных выбросов в атмосферу в 2-3 раза.

5. Влияние металлургического комплекса на экологию На нынешнем этапе развития народного хозяйства резко обострилась экологическая обстановка во многих районах России, что не может не учитываться в процессе размещения металлургических предприятий, которые оказывают сильное воздействие на окружающую среду и природопользование, являясь крупными загрязнителями атмосферы, водоемов, лесных массивов, земель. При современных объемах производства это воздействие весьма ощутимо. Известно, что чем выше уровень загрязнений окружающей среды, тем больше затрат на предотвращение загрязнения. Дальнейший рост этих затрат в конце концов может привести к убыточности любого производства.На долю предприятий черной металлургии приходится 20-25% выбросов пыли, 25-30% окиси углерода, более половины окислов серы от их общего объема в стране. Эти выбросы содержат сероводород, фториды, углеводороды, соединения марганца, ванадия, хрома и др. (более 60 ингредиентов). Предприятия черной металлургии, кроме того, забирают до 20-25% воды общего ее потребления в промышленности и сильно загрязняют поверхностные воды. Учет экологического фактора при размещении металлургического производства – объективная необходимость в развитии общества. В процессе обоснования размещения металлургических предприятий необходимо учитывать весь комплекс факторов, способствующих организации более эффективного производства на той или иной территории, т.е. их совокупное взаимодействие на процессы производства и жизнь населения в регионах.

Заключение Металлургия — не просто отрасль промышленности, но, без преувеличения, одна из основ человеческой цивилизации. На протяжении веков металлургия определяла экономический и оборонный потенциал любой страны, ее место в мировом сообществе наций. Не случайно петровские реформы, которые сделали Россию великой европейской державой, начинались именно с качественного скачка в развитии металлургической отрасли. Особую роль в этом сыграл Уральский регион, который уже почти три столетия по праву считается главной металлургической базой России. Такие гиганты, как Магнитогорский металлургический комбинат, Н, крупнейшие трубопрокатные заводы, флагманы цветной металлургии, такие, как «Уралэлектромедь», Уральский и Богословский алюминиевый заводы и десятки других предприятий были и остаются олицетворением промышленной мощи страны. Несмотря на тысячелетнюю историю, металлургия не утратила своего значения и в эпоху научно-технической революции. Сегодня отрасль является одним из локомотивов экономического роста и технологического прогресса. Без успешной работы металлургического комплекса нам не решить задачу удвоения ВВП страны, поставленную Президентом России в его Послании Федеральному Собранию. В связи с этим хочу отметить достижения металлургов Уральского федерального округа. Несмотря на трудности последнего десятилетия, большинство предприятий отрасли смогло сохранить производственный и кадровый потенциал, адаптироваться к новым экономическим условиям, добиться значительных успехов в освоении российского и мирового рынков.Убеждена, что и в дальнейшем уральские металлурги сумеют сохранить и укрепить лидирующие позиции в масштабе страны, внося достойный вклад в подъем промышленности УрФО!

Литература

Экономическая география России: Учеб. Пособие для вузов/ Под редакцией Т.Г. Морозовой. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 471с. Экономическая география: В.П. Желтиков, Н.Г. Кузнецов. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс,2002. — 384 с. www.eurasmet.ru/ «Металлы Евразии» Статья №5 2004г. Экономика — Опора российского государства. www.uralinform.ru/ «Урал Информ Бюро» Сырьевая база — ахиллесова пята уральской металлургии. www.igd.uran.ru/Институт горного дела УрО РАН, г. Екатеринбург. Географические и геологические аспекты рудных месторождений Урала.

Цветная металлургия

Общероссийское значение имеет цветная металлургия. К старым отраслям цветной металлургии относится медеплавильная промышленность. По выплавке меди району принадлежит одно из ведущих мест в стране. Медеплавильные заводы размещены вблизи месторождений меди по восточным склонам Уральских гор.

Многие заводы построены до революции и в советский период были коренным образом реконструированы. Крупнейшие из них:

  1. Кыштымский медеэлектролитный завод.
  2. Карабашский медеэлектролитный комбинат в Челябинской области.
  3. Кировоградский медеплавильный завод в Свердловской области.

Были созданы новые предприятия:

  1. Медногорский (Оренбургская область) и Красноуральский комбинаты.
  2. Сред-неуральский завод (Свердловская область).
  3. На базе Гайского месторождения медных руд работает крупный Гайский горно-обогатительный комбинат.

Большинство медеплавильных заводов специализируется на выплавке черновой меди. В Верхней Пышме вблизи Екатеринбурга работает крупный завод по выпуску рафинированной меди. Медная промышленность Урала, как правило, связана с химической промышленностью, производящей серную кислоту и суперфосфат.

Ведущее место занимает Урал в производстве глинозема и алюминия. Основные центры алюминиевой промышленности: Каменск-Уральский и Краснотурьинск (Свердловская область). Значительное количество глинозема Урал поставляет в другие районы страны. С алюминиевой промышленностью связано криолитовое производство, представленное Кувандыкским (Оренбургская область) и Полевским (Свердловская область) заводами.

Никелевая промышленность представлена Южноуральским комбинатом в Орске (Оренбургская область) и Уфалейским заводом (Челябинская область). Производство магния развито в Соликамске и Березниках (Пермская область). Обработка цветных металлов, изготовление из них фольги, труб, литья производятся в Орске, Каменск-Уральском, Михайловске (Свердловская область).

Металлургия Урала

Металлургическая промышленность Урала является одной из самых старых отраслей, которая была сформирована на основе хорошей местной сырьевой базы. Современные предприятия продолжают развиваться и увеличивать объёмы производимой продукции. Старые заводы реконструированы и продолжают функционировать.

На некоторых предприятиях создано изготовление труб и ферросплавов. Более 50 % железных руд для металлургической промышленности поставляются из Магнитогорского, Гороблагодатского и Первоуральского месторождений. На Урале функционируют все основные области цветной металлургии.

Машиностроение и металлообработка

Отраслями рыночной специализации Урала являются также машиностроение и металлообработка. Среди них такие гиганты, как Уральский завод тяжелого машиностроения в Екатеринбурге (Уралмаш), Челябинский тракторный завод. Екатеринбургский электроаппаратный завод, Челябинский абразивный завод и ряд других. Реконструированы также старые заводы, в том числе Златоустовский инструментальный. Челябинский завод сельскохозяйственного машиностроения, Миасский завод и др.

Характерным для внутрирайонного размещения уральской машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности является образование четырех крупнейших центров:

  1. Центр тяжелого машиностроения и электромашиностроения в Екатеринбурге.
  2. Центр тяжелого машиностроения в Нижнем Тагиле.
  3. Центр тракторостроения и сельскохозяйственного машиностроения в Челябинске.
  4. Центр разнообразного машиностроения и судостроения в Перми.

В этих центрах сосредоточено свыше 70% мощностей всего уральского машиностроения. Свердловская область занимает ведущее место по развитию на Урале этой отрасли промышленности.

Большое развитие получило машиностроение Урала в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период. Оно поднялось на высокий уровень по структуре и по специализации, стало более квалифицированным. Возникли новые отрасли промышленности: автомобилестроение, моторостроение, производство шарикоподшипников, ряд отраслей электромашиностроения, энергетическое машиностроение и станкостроение. Значительно расширена инструментальная промышленность.

Челябинск — еще один промышленный гигант Урала

Челябинск имеет репутацию промышленного монстра, на своем поле он один из крупнейших, а его доля во всей промышленности России приближается к 40%. Основной специализацией города остается металлургия, второстепенную, но важную роль предприятия играют в машиностроении.

Здесь находится электрометаллургический комбинат, который производит больше всего в стране ферросплавов. На металлургическом комбинате производится нержавеющая сталь, которая распространяется во все регионы. В Советские годы Челябинск прославился как город, в котором выпускаются трактора («Уралтрак»). На ведется разработка и выпуск машин для химической промышленности. В Челябинске выпускаются станки, а еще здесь есть знаменитый , который прославился благодаря часам. И в наши дни челябинские промышленные организации не отстают от прогресса. Последние годы были посвящены развитию аддитивных технологий.

Лесная, деревообрабатывающая и лесохимическая промышленность

К отраслям рыночной специализации относится также лесная, деревообрабатывающая и лесохимическая промышленность. Основные лесные богатства района находятся на севере, в пределах Пермской и Свердловской областей. Главные центры лесопиления — Ивдель, Пермь, Екатеринбург.

Получила развитие лесохимическая и целлюлозно-бумажная промышленность. Гидролизные заводы выпускают кормовые дрожжи, этиловый спирт, углекислоту. Лесохимические предприятия имеются в Косьве, Лобве, Ивделе. Целлюлозно-бумажная промышленность развита в Соликамске, Краснокамске, Красновишерске и др. Крупнейшие лесокомбинаты Урала: Тавдинский, Алапаевский, Нейво-Рудянский и Верхотурский. Создано производство древесноволокнистых и древесностружечных плит.

В межрайонном разделении общественного труда Урал выделяется также развитой промышленностью строительных материалов, которая работает на местном нерудном сырье. Цементные заводы размещены в Нижнем Тагиле, Магнитогорске, Невьянске, Катав-Ивановске, Новотроицке, Еманжелинске и др. Урал — основной производитель асбеста и изделий из него, а также огнеупорного кирпича, облицовочных и других материалов. В Свердловской области введена в эксплуатацию крупнейшая горно-обогатительная фабрика по производству асбеста и осуществлено строительство Киембаевского асбестового горно-обогатительного комбината в Оренбургской области.

Легкая и пищевая промышленность

Большое внимание на Урале уделяется развитию легкой и пищевой промышленности, которая в сравнении с тяжелой промышленностью развита пока недостаточно. В район ввозится много товаров широкого потребления и продуктов питания из других районов страны.

Для Уральской экономики характерной чертой является слабое развитие отраслей промышленности, работающих на потребителя, т. е. легкой и пищевой. Слабо развита и инфраструктура, особенно социальная. Поэтому основной проблемой реформирования экономики Урала являются структурная перестройка, социологизация, что так важно в условиях становления и развития рыночных отношений.

Лёгкая промышленность Урала

В пищевой промышленности региона лидируют предприятия мукомольной, мясной и молочной отраслей. Производственный процесс на заводах постоянно модернизируется, вводятся инновационные технологии, поэтому объём производства продукции ежегодно растёт. Также в регионе имеются сыроварни, которые производят качественные сыры.

В лёгкой промышленности хорошо развита текстильная, швейная и кожевенно-обувная отрасли. Также функционирует большой комбинат, который изготавливает камвольные ткани. В Екатеринбурге работает фабрика льняных тканей. В Оренбурге открылись заводы по производству шёлковых тканей.

Военно-промышленный комплекс

На Урале в условиях тоталитарного режима сложился мощный военно-промышленный комплекс, который в настоящее время испытывает особенно большие трудности в связи с проводимой конверсией.

Вся современная экономика Урала испытывает глубокий кризис, резкий спад производства, особенно черная металлургия и машиностроение. Необходимы действенные меры по возрождению экономики Урала, реконструкции промышленных предприятий, что трудно решить без притока инвестиций, в том числе и зарубежных.

Газопромышленный комплекс

На Урале сформировался и продолжает развиваться Оренбургский газопромышленный комплекс. Развитию Оренбургского газопромышленного комплекса способствовало его выгодное географическое положение на транспортных путях, связывающих центральные и восточные районы, а также наличие местных природных ресурсов — газового конденсата, железных и медных руд, углей. Вблизи комплекса выделяется по своему качеству Гайское месторождение медных руд.

В соседнем Орско-Халиловском промышленном районе сосредоточена крупная горнодобывающая промышленность, представленная горно-обогатительным комбинатом, нефтеперерабатывающая, черная и цветная металлургия, а также здесь имеются предприятия тяжелого машиностроения, станкостроения, электротехнического машиностроения, химической промышленности, получила развитие легкая и пищевая промышленность. Одновременно с ростом ведущих отраслей тяжелой промышленности росла и строительная индустрия. Район имеет мощную базу промышленности строительных материалов.

Оренбургское газоконденсатное месторождение считается самым крупным в европейской части России. Оренбургский газ содержит конденсат и серу. Состав газа представлен тяжелыми углеводородами. Помимо метана в нем имеется этан, пропан, бутан, а также другие углеводороды и сероводород, газовая сера, гелий, азот. Основные запасы газа располагаются на очень небольшой площади. Глубина продуктивных горизонтов составляет 1200—1800 м. Газовый конденсат высокого качества, содержит нафтеновые и ароматические углеводороды и насыщен сернистыми соединениями.

Состав газа и конденсата требует комплексной переработки, отделения газа от сероводорода, извлечения углеводородов, получения в промышленных масштабах метана и серы. Уже в настоящее время здесь добывается 30 млрд. м3 газа, а в перспективе его добыча возрастет до 45 млрд. м3 в год. Главными потребителями оренбургского газа являются районы Урала и Поволжья. Газ транспортируется по газопроводам:

  • Оренбург — Самара;
  • Оренбург — Заинек;
  • Оренбург — Стерлитамак;
  • Оренбург — Новопсковск.

Построен газопровод от Оренбурга к западной границе, и оренбургский газ поступает в европейские страны.

В Оренбурге размещается крупное производство тяжелого органического синтеза. Создана мощная углеводородная сырьевая база для получения синтетического каучука, химических волокон, пластических масс и минеральных удобрений; налажено производство дешевой газовой серы из газа и конденсата в результате сероочистки; построен газоперерабатывающий завод.

Оренбургский газ дает возможность для создания в районе мощной энергетической базы. Газ используется на Ириклинской и Оренбургской ГРЭС. На территории комплекса открыт ряд нефтяных месторождений, что позволит в перспективе создать здесь нефтяную промышленность.

Развитие промышленности Урала

В послереволюционный период все предприятия горнодобывающей промышленности подверглись национализации. В это время на Урале начал создаваться огромный производственный комплекс, который включал в себя машиностроение, металлургию, химическую и электронную отрасли. Добывающая индустрия отошла на второй план и служила в качестве поставщика сырья.

Ещё в далёком XVIII столетии на Асбестовой горе началась добыча асбеста. Позже в связи с активным развитием техники добыча этого ископаемого начала приобретать промышленные масштабы. В конце XIX века началась разработка самого крупного в мире Баженовского месторождения. Асбест добывали в карьерах средней глубины, промывали, сушили и сортировали. Около 80 % продукции отправляли на экспорт.

Также на территории Урала добывали мрамор, цветные и драгоценные камни. В период индустриализации разработка и открытие новых месторождений приобрела хорошую скорость. Добыча драгоценных камней и мрамора началась уже в промышленных масштабах. С каждым годом объём добываемых камней увеличивался.

Во второй половине XIX века начала развиваться химическая промышленность. На территории Урала начали добывать хромовую руду и хромистый железняк. Эти полезные ископаемые использовались в текстильной, лакокрасочной и кожевенной промышленности, а также в металлургии для производства высококачественных сталей.

Сельское хозяйство

Сельское хозяйство Урала специализируется на производстве продуктов животноводства, зерна и картофеля. На северо-западе района, в Пермской области и Удмуртии преобладают посевы ржи, кормовых культур, льна и картофеля; животноводство имеет молочно-мясное направление. В Свердловской области сельское хозяйство имеет пригородный характер и специализируется на молочном животноводстве, производстве овощей и картофеля.

Наиболее развиты в сельскохозяйственном отношении южные районы Урала. Главной сельскохозяйственной культурой в Челябинской, Оренбургской, Курганской областях и в Башкортостане является яровая пшеница, а животноводство имеет мясомолочную и овцеводческую специализацию. Эти регионы дают 90% всего производства товарного зерна Уральского района. Значительное место в южной части Урала занимают посевы проса, кукурузы на силос, ячменя и овощебахчевых культур.

Среди пород крупного рогатого скота преобладают высокопродуктивные курганская и тагильская. По надоям молока Урал выделяется среди восточных районов страны. В пригородных зонах на базе пищевых отходов развито свиноводство. На юге разводят тонкорунных и полутонкорунных овец. Урал, особенно Оренбургская область, славится высококачественной козьей шерстью. Здесь сложился центр пухового козоводства и производства знаменитых оренбургских пуховых платков.

Когда ждать потепления?

Долго ли продержится низкий уровень цен — вопрос ключевой: длительность «паузы» будет определять глубину структурных изменений в отрасли. Примерно 75% потребления никеля приходится на сталеплавильные компании, специализирующиеся на производстве нержавеющих сталей. Некоторое восстановление потребления на этом рынке прогнозируется на вторую половину этого года, и то при условии благоприятного развития ситуации в Америке. Существенный подъем ожидается примерно к концу 2003 года, когда дефицит никелевого производства в Азиатском регионе и СНГ при постоянно растущем производстве нержавеющих сталей приведет к росту мировых цен. Долгосрочные прогнозы тоже оптимистичны: по оценкам Международной группы по изучению никеля (INSG), мировое потребление его в ближайшее десятилетие ежегодно должно увеличиваться в среднем на 4,1%.

Основной риск связан с тем, что уже сейчас в ожидании будущего роста планируются к вводу в действие новые никеледобывающие предприятия в Венесуэле, Колумбии, Новой Каледонии, расширяется производство на перспективных месторождениях с самым низким в отрасли уровнем себестоимости в Западной Австралии. Суммарный объем новых мощностей к 2003 — 2004 годам может достичь 200 — 300 тыс. тонн никеля в год, что приведет к серьезной разбалансировке рынка и сведет перспективы повышения цен на нет.

Что касается меди, то здесь ситуация несколько иная. Медь — это металл новой экономики, потребление которого росло по мере роста электросетей и сетей связи. За последнее десятилетие XX века мировое потребление меди выросло примерно наполовину (на 4,5 млн тонн в год), и не случайно 80% прироста обеспечили три региона: США, Китай и развивающиеся страны Восточной Азии.

Если обратиться к статистике, то за последние 30 лет ценовые циклы по меди имели среднюю продолжительность около 7 лет: 3,5 — подъем, столько же — спад. Правда, последний цикл длился всего три года: начался с восстановлением потребления в азиатских экономиках в начале 1999 года и завершился рецессией в США. Учитывая, что пострадали прежде всего отрасли, от которых во многом зависит потребление меди, длительность этого кризиса, по всей видимости, будет больше и вряд ли восстановление начнется раньше 2003 года. Что касается долгосрочных прогнозов, то к 2010 году прирост годового мирового потребления меди прогнозируется на уровне 5 — 6 млн тонн, т.е. общее потребление должно увеличиться до 20 млн тонн.

Среди остальных металлов самый большой интерес представляют перспективы титана, тем более что в Свердловской области расположен крупнейший в мире производитель (и монополист в СНГ) продукции из титановых сплавов — Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение, а в Пермской — входящий в тот же холдинг титаномагниевый комбинат Ависма. На долю обоих предприятий приходится четверть мирового производства губчатого титана и примерно пятая часть титановых сплавов. После пика спроса в 1997 году титановая отрасль сейчас не в лучшем положении. Дело в том, что основной потребитель титана — авиакосмическая промышленность. Упавший спрос на самолеты в 1998 году после кризиса в Юго-Восточной Азии (тогда российские экспортные поставки титанового проката и слитков сократились на треть) так до конца и не восстановился. В результате американский производитель титана Timet сократил продажи на 40% и последующие годы заканчивал со значительными убытками. В 2001 году отрасли был нанесен еще более серьезный удар. Согласно прогнозам того же Timet, падение спроса на титан со стороны авиапроизводителей в 2002 году может составить до 40% (портфель заказов Боинга, например, в 2001 году сократился на 45%). Другими словами, ситуация из неблагоприятной превратилась в угрожающую. Об этом свидетельствует декларированное намерение ВСМПО сократить 1,7 тыс. человек (более 10% численности).

Впрочем, сокращение экспортного спроса в некоторой степени было скомпенсировано ростом спроса внутреннего: почти половина поставок ВСМПО в 2001 году приходилась на внутренний рынок. Основными потребителями стали нефтяное, нефтехимическое и атомное машиностроение, а также ВПК. Результат дали и конверсионные программы: автомобильные диски ВСМПО примерно на 20% легче и на 40% прочнее литых алюминиевых дисков и при этом значительно дешевле зарубежных аналогов.

Большие перспективы для роста внутреннего рынка титана открываются с ростом спроса со стороны ВПК: в 2001 году портфель заказов корпорации МиГ вырос в 7 раз почти до 1 млрд долларов, заключены контракты на 2 млрд долларов на поставку истребителей Су-30 МКК ГУП «Комсомольск-на-Амуре авиационное ПО им. Гагарина», почти 1 млрд долларов стоит контракт Иркутского АПО на поставку Су-27 МКИ в Китай. А титан в современных истребителях — это порядка трети от общего веса. Большие перспективы роста потребления титана связаны с поставкой зенитно-ракетных комплексов, военных судов. Эти заказы позволят группе ВСМПО-Ависма смягчить удар, вызванный падением заказов авиапроизводителей.

Перспективы рынка хрома, основным российским экпортером которого является Ключевский завод ферросплавов (он же — один из крупнейших в мире по установленным мощностям по производству металлического хрома), не менее туманны. Дело в том, что металлический хром, как и кобальт, используется при производстве суперсплавов. Примерно половина мирового потребления металлического хрома — Штаты, еще четверть приходится на Европу, несколько меньше — на Японию. Разбалансированность спроса и предложения, вызванная падением производства высокотехнологичной продукции и выходом на рынок металлического хрома китайских производителей, привела к существенному падению цен: за 1998 год они снизились с 7 до 4,5 тыс. долларов за тонну и так и не восстановились по сей день. В будущем году потребление металлического хрома и соответственно экспортные возможности предприятия должны сократиться.

Что касается рынка магния, то здесь, несмотря на некоторое падение цен и вполне естественное сокращение спроса, вызванное рецессией западной экономики, ситуация не так уж плоха. Дело в том, что в 2001 году французский концерн Pechiney закрыл последний в Европе (г. Мариньяк) завод по производству магния мощностью 16 тыс. тонн в год (еще один завод, принадлежавший концерну Norsk Hydro, закрыт в Норвегии годом раньше). В результате отменены защитные пошлины на ввозимый в Европу магний (себестоимость французского магния превышала цену процентов на 20). Это открыло европейский рынок китайским и российским производителям. Правда, воспользоваться успехом спешат и конкуренты: так, в ближайшем будущем планируется расконсервировать завод по производству магния на Украине.

Транспорт и экономические связи

Важнейшая роль среди видов транспорта Урала принадлежит железным дорогам. Основу железнодорожной сети составляют пересекающиеся почти под прямым углом широтные и меридиональные магистрали. Наибольшее значение из широтных магистралей имеет участок Транссибирской магистрали Челябинск — Владивосток. Широтные магистрали пересекают Урал на широте Челябинска и Оренбурга, Орска.

Меридиональные дороги одновременно выполняют роль распределителей грузов, прибывающих на Урал в порядке межрайонного обмена. Лучше развита сеть меридиональных дорог на Восточном склоне Урала. Выделяется линия Полуночное — Орск; параллельно ей идет дорога Серов — Челябинск. На Западном склоне Урала проходит железная дорога Соликамск — Бакал. Построена также железная дорога в Тюменскую область Ивдель — Обь.

Получил развитие трубопроводный транспорт. Через территорию Урала проходят основные магистральные нефтепроводы и газопроводы из Западной Сибири в европейские регионы России и страны Восточной и Западной Европы.

Немалую роль играет и автомобильный транспорт, особенно для внутренних перевозок. Главной широтной дорогой остается старинный Сибирский тракт, связывающий Москву с Сибирью. Подверглись реконструкции Челябинский тракт, соединяющий Екатеринбург с Орском, а также Верхнетурский и Соликамский тракты.

Получил развитие авиационный транспорт. Через территорию Урала проходят многие внутренние и международные авиалинии. Главный узел авиалиний — Екатеринбург.

Уральский экономический район относится к районам наиболее высокого в стране грузопотребления и грузоотправления. Он вывозит топливо, особенно газ, цветные и черные металлы, стальные трубы, разнообразную продукцию машиностроения, нефтепродукты, минеральные удобрения, бумагу, пиломатериалы, строительные материалы. Вывозятся грузы в основном в европейскую часть России. Ввозит Уральский район уголь, железную руду, хлеб, продукцию легкой и пищевой промышленности.

Экология

В список из 22 самых грязных городов России Магнитогорск не вошёл в 2022 году. Тогда по представленным Минприроды РФ данным городами с самым загрязнённым воздухом оказались те, что находятся в азиатской части России, включая Норильск, Иркутск, Новокузнецк, Барнаул и другие.

В октябре 2022 года городами с самым грязным воздухом на Урале назвали Магнитогорск и Курган: таковы результаты замеров с 2010 по 2019 годы. Причиной была работа градообразующего предприятия: «В течение последних десяти лет основными загрязнителями в Магнитогорске был формальдегид, бензопирен, взвешенные вещества, диоксид азота, а в отдельные годы — оксид углерода, фенол и аммиак».

При этом отметили тот факт, что показатели улучшились. Если в 2016 году индекс загрязнения по бензопирену составлял 38,5 (ПДК) предельно допустимых концентраций, то к 2022 он снизился до 7 ПДК. Сказывается положительный эффект мероприятий, направленных на улучшение экологии города.

Среди таких мероприятий: вывод из работы отдельных подразделений, введение в работу оборудования вроде систем пылеподавления, реконструкция различных систем завода, высаживание саженцев «Ивы шаровидной» и «Сирени венгерской», о чём отчитывается завод.

По данным мониторинга Роспотребнадзора, Магнитогорск в январе 2021 года оказался на третьем месте в списке 12 городов России с самым грязным воздухом. За чистотой воздуха городов России (а сейчас проблемы с загрязнением есть более чем в 40 регионах) теперь будет следить единая информационная система мониторинга загрязнения атмосферы.

Иногда саму промзону не видно из-за дыма.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]