Как проверить и отремонтировать коллектор электродвигателя своими руками

Даже при правильной и аккуратной эксплуатации болгарки, у нее случаются поломки под воздействием разнообразных факторов: изнашивания узлов, излишнего нагрева токоведущих частей, нестабильного напряжение в сети. Очень часто у болгарки встречаются дефекты якоря и электрического статора в двигателе.

Проверка якоря

С тем чтобы точно установить причины, из-за которых они могут выходить из строя, нужно знать, как проверить якорь болгарки мультиметром. Это потребуется, если в процессе работы шлифмашина неожиданно не включается, прежде чем нести ее в ремонт или приобретать комплектующие узлы.

Кратко об устройстве болгарки

Болгарка или угловая шлифмашина (УШМ) — применяется в строительных операциях, когда требуется выполнить обработку твердых стройматериалов: камня, металла, дерева и других.

Устройство болгарки

Основная деталь УШМ — встроенный электрический двигатель, который может функционировать и от бытового источника переменного тока 220 В, и от аккумуляторной батареи. Электродвигатель состоит из 2-х элементов:электростатора и ротора. Последний, вращается при работе двигателя, поэтому еще называется якорем. С тем чтобы исправить УШМ, потребуется проверить статор и ротор в отдельности.

Реестр коллекторов: кем контролируется

Принудительное взыскание долгов возможно только сотрудниками ФССП, либо при банкротстве (когда реализуют имущество должника). Коллекторы имеют право только убеждать, просить, разговаривать. Силовые методы, например, арест или изъятие имущества, а также агрессивное воздействие на должника запрещены.

Работу коллекторов регламентирует ФЗ № 230 «О защите интересов граждан…» Для простоты этот закон называют законом «О коллекторах».

Работу коллекторов в правовом поле контролируют судебные приставы — они вправе рассматривать жалобы должников и проверять законность действий коллекторов. Реестр коллекторов, в который включены организации, прошедшие проверку и подтвердившие соответствие ФЗ №230, размещен на сайте ФССП.

Подготовка инструмента к тестированию

Если во время нажатия на пусковую кнопку болгарка не включается, а электродвигатель не вращается, то проводят проверку ротора и электростатора.

Подготовка болгарки

Для этого необходимо подготовить рабочее место, разобрать болгарку, очистить ее от загрязнений и выполнить визуальный осмотр. После этого можно приступить к прозвонке.

Визуальный осмотр

Довольно часто болгарка еще запускается, но ее характеристики уже не соответствуют норме. Почти в половине случаев это связано с подгоревшим ротором. Выявить это возможно зрительно, не вскрывая корпус, когда:

  1. При работе обнаружено искрение на коллекторе.
  2. Во время запуска УШМ может имеет место просадка напряжения в домовой электросети.
  3. Работа двигателя сопровождается рывками.
  4. Из корпуса двигателя выделяется запах горелых обмоточных проводов.
  5. Инструмент не развивает обороты, и работает с низкой мощностью.

Важно! Похожие признаки проявляются при износе щеток. После их замены, эти сбои в работе УЩМ прекращаются. Если это не так, то все же виной сбоя является якорь.

Когда якорь не работоспособен, имеет место перегрев двигателя. Начинает плавиться изоляционное покрытие проводов, что в конечном итоге приводит к короткому замыканию между ними. Затем начинается процесс отпаивания электроконтактов, которые соединяют роторные обмотки и пластины. Ток не подается на электродвигатель, и УШМ становится неработоспособной. Статор болгарки аналогично зачастую становится причиной выхода ее из строя.

Разборка УШМ

Для того чтобы протестировать якорь или статор мультиметром, болгарку потребуется разобрать. Перед началом работ нужно изучить заводскую схему сборки УШМ. Важно не испортить конструкцию болгарки из-за неправильных действий, а также нужно подобрать правильную конфигурацию отвертки, чтобы выкрутить винты, иначе их придется высверливать.

Разборка УШМ

В разных модификациях болгарки крепеж применяется разной длины, поэтому нужно зафиксировать местоположения винтов. Лучше сделать фото разборки на смартфоне.

Якорь выполнен из обмотки и магнитопровода. На одном конце расположена ведущая шестерня, а на другом — коллектор. Магнитопровод выполнен из мягких пластинок с пазами, защищенных особым изоляционным слоем.

В пазах расположены 2 роторные обмотки, каждая представляет половину витка, края которых объединены попарно в ламелях. В 1-м пазу находится: начало 1-й и конец последней, замыкающихся на одну ламель.

Работа омметром

Искренние могло происходить из-за пропадания электрического контакта в одной из ламелей. Для замера сопротивления рекомендуется ставить щупы со стороны токосъемников. Вращая вал двигателя, наблюдают за показаниями циферблата. На экране должны быть нулевые значения. Если проскакивают цифры даже в несколько Ом, то это говорит о нагаре. При появлении бесконечного значения судят об обрыве в цепи.

Независимо от результатов далее следует проверить сопротивление между каждыми соседними ламелями. Оно должно быть одинаковым для каждого замера. При отклонениях нужно осмотреть все соединения катушек и поверхность прилегания щёток. Сами щетки должны иметь равномерный износ. При сколах и трещинах они подлежат замене.

Частота вращения якоря электродвигателя

Катушки соединяются с сердечником проводкой, которая могла отслоиться. Припой часто не выдерживает ударов от падений. У стартера ток через контакты может достигать 50А, что приводит к прогоранию некачественных соединений. Внешним осмотром определяют места повреждений. Если не обнаружили неисправности, то проводят замер сопротивления между ламелью и самой катушкой.

Рекомендации и техника безопасности

У цифровых мультиметров, в особенности предназначенных для бытового применения, существует определенная погрешность. Поэтому стрелочные модификации измерителей обеспечивают более высокий уровень тестирования.

В том случае, когда под рукой стрелочного мультиметра нет, потребуется учесть существующую погрешность цифрового мультиметра. В варианте замера сопротивления с показанием 200 Ом, объединяют щупы. При о — погрешность отсутствует, если иное число — оно и будет демонстрировать величину погрешности.

Предположим на шкале 0.15 Ом, следовательно, при тестировании показания 0.15 Ом являются нулевыми.

В процессе контроля узлов электродвигателя пользователь должен выполнять следующие рекомендации по мерам безопасности:

  • Перед началом тестирования и проведением разборки, отключают оборудование от электрической сети, путем отсоединения питающего провода от розетки;
  • рабочее место должно быть чистым, на нем не должны присутствовать не нужные инструменты и узлы;
  • тестирование проводят при хорошем освещении;
  • работы проводят в защитных перчатках, поскольку в разобранных узлах могут торчать острые куски пластин и проводов, способных поранить руки.

Защита прав должников: что делать при нарушениях

Если вы столкнулись с силовыми методами взыскания (угрозы, оскорбления, вторжение в частную жизнь), а также обнаружили, что коллекторы работают незаконно, подавайте жалобы в:

  • ФССП. Там проверят законность действий, могут привлечь к ответственности и аннулировать свидетельство о включении реестр. Жалобу подают через сайт, по почте или лично в отдел ФССП.
    (18,0 кб)
  • Роскомнадзор. В случае, если взыскатели пренебрегают законом о защите персональных данных.
  • Центробанк. Если вас не уведомили должным образом о том, что долг передан коллекторам. Или если банк или МФО передали (продали) долг коллекторам вне реестра.
  • МВД. Актуально, если коллекторы переходят все границы и действуют преступно. Здесь наказание возможно вплоть до уголовной ответственности.
  • Прокуратуру. На случай, когда другие инстанции бездействуют или нет ожидаемого результата.

Жалобу можно составить в любой форме, главное — указать как можно более подробные сведения. Если информации мало либо коллектор отказывается ее предоставить, смело можно обращаться в прокуратуру.

Иногда кредиты проще списать, чем выплатить. Узнайте все о процедуре банкротства и забудьте о коллекторах навсегда. Наши специалисты подберут для вас оптимальный вариант прекращения кредитного бремени.

Как проверить якорь болгарки мультиметром

Мультиметр, который находится в домашнем пользовании практически у любого мастера, может помочь ему проверить исправность электрических узлов болгарки. Им возможно диагностировать присутствие межвиткового замыкания в электрообмотках электродвигателя и замерить сопротивление между ламелями.

Демонтаж якоря

До того как проверить ротор болгарки, пользователь должен знать основные неисправности, которые возникают в ее электродвигателях, подготовить к тестированию электроинструмент и правильно его разобрать.

Основные неисправности ротора:

  • Обрыв токопроводов;
  • КЗ между электровитками;
  • пробой изоляционного покрытия, обмотка замыкается на стальную основу якоря;
  • распайка выводов сильно сработанного коллектора.

Подготовка якоря к тестированию

Перед тем как прозвонить якорь, его извлекают из корпуса и подготавливают к проведению диагностики. Потребуется тщательно очистить ламели коллектора от графитового загрязнения, в противном случае проверка будет нерезультативной.

Снимают грязь ветошью, смоченной спиртом. Когда на ламелях присутствует дополнительно полный слой нагара, то его снимают мелкой наждачкой.

Также следят за тем, чтобы на электроколлекторе не сохранилось заметных полос от абразива, которые приводят к ухудшению контакта ламелей со щетками, и ускоряет их износ. Если выработка очень глубокая, ротор меняют.

Важно! Во время осмотра обращают внимание на якорную обмотку, на ней не должны быть обрывы и внешних следов горения, а электроконтакты, где обмотка касается ламелей, проверяются на целостность.

Прозвонка якоря

Для того чтобы проверить якорь болгарки мультиметром, потребуется выполнить 2 этапа. Вначале, необходимо прозвонить его на существование пробоя. Для этого измерительный прибор устанавливают в режим прозвонки электроцепи с звуковой индикацией. Потом первым щупом проводят по ламелям, а другим по якорному корпусу.

Тестирование ротора

Следующий этап обследования ротора мультиметром позволяет замерить сопротивление между ближними обмотками. Измеритель выставляют в режим омметра на самый низкий порог, обычно, 200 Ом. После этого щупы подносят к соседним коллекторным ламелям и фиксируют показания на дисплее. При этом очень важно чтобы R тестируемых ламелей было равно, иначе якорь считается неисправным.

Ламели якоря

Важно! В варианте, когда R=0 на конкретной обмотке, у якоря присутствует межвитковое замыкание. Точнее установить этот сбой можно с помощью специализированного прибора.

Типичные неисправности

Якорь электродвигателя при нормальных режимах работы не подвергается износу. Заменяют только щетки, замеряя допустимую длину. Но при длительных нагрузках обмотки статора начинают нагреваться, что приводит к образованию нагара.

Якорь электродвигателя

Из-за механических воздействий якорь электродвигателя может перекоситься при повреждении подшипниковых узлов. Двигатель будет работать, но постепенный износ ламелей или пластин приведет к окончательному выходу его из строя. Но для спасения недешевого оборудования часто достаточно провести профилактический ремонт и прибором можно будет пользоваться длительное время.

К негативным факторам, влияющим на якорь электродвигателя, относят попадание влаги на металлические поверхности. Критичным является длительное воздействие влажности и появление ржавчины. Из-за рыжих скоплений и грязи происходит повышение трения, это увеличивает токовую нагрузку. Контактные части греются, припой может отслаиваться, создавая периодическую искру.

В сервисном центре могут помочь, но это потребует определённых затрат. С поломкой можно справиться и самостоятельно, ознакомившись с вопросом: как проверить якорь электродвигателя в домашних условиях. Для диагностики понадобится прибор, замеряющий сопротивление и инструменты.

Проверка статора мультиметром

Электростатор располагается на внешнем участке электрического двигателя, поверх ротора. До того, как проверить статор, надо его демонтировать и достать щетки, а после демонтировать редуктор. Предварительно, внимательно осматривают обмотку и убеждаются, что на ее поверхности отсутствуют видимые разрывы и другие дефекты.

Статор болгарки

Возможные причины и признаки нерабочего статора болгарки:

  • Резкое повышение напряжения;
  • проникновение влаги внутрь двигателя;
  • перегруженность электроинструмента и созданный внутренний перегрев узлов;
  • резкое вынимание шнура из розетки, при работающем инструменте;
  • появление запаха горелой резины или пластмассы;
  • перегрев корпуса;
  • появление дыма из электродвигателя при его работе;
  • замедленное вращение вала или полное его отсутствие;
  • болгарка резко набирает скорость работы.

Разрушение ротора

Важно! При перегреве защитного покрытия на обмоточных проводах, лак плавится с выделением резкого запаха, при этом изоляция обмотки нарушается. Замыкание даже одной обмотки полностью выводит инструмент из работоспособного состояния.

Мультиметр позволяет проверить наличие обрыва статорных обмоток, для этого необходимо выполнить следующие действия:

  1. На измерителе выставляют режим R максимально 200 Ом.
  2. Начинают проверку погрешности мультиметра, для этого касаются щупами между собой, стрелки тестера должны указывать на «0».
  3. Касаются щупами выводов на обмотках, если на шкале прибора показана » бесконечность», обмотка не рабочая и необходима перемотка.
  4. Проверяют наличие КЗ на корпус. Очень опасное состояние электроинструмента, которое не только вызывает падение его мощности, но и является потенциальным источником поражения электрическим током пользователя.
  5. Включают измерение сопротивления.
  6. Красный щуп устанавливается на выводе обмотки, черный — закрепляют на статорном корпусе.
  7. При КЗ статорной обмотки на корпус, на дисплее R меньше, чем на рабочей. Этот сбой устраняется только перемоткой обмоток.
  8. Чтобы замерить межвитковое КЗ в электростаторе, измеряют R на отдельной обмотке.
  9. Определяют «0» точку обмоток, измерив R каждой. Наименьшее сопротивление укажет на неисправную.

Мультиметр позволяет довольно точно определить сбои в работе якоря и статора двигателя болгарки. Обнаруженный сбой можно устранить путем перемотки электродвигателя или заменой из ремкомплекта. В настоящее время в торговой сети достаточно таких наборов для большинства популярных моделей УШМ.

Важно! Заменяя неисправные узлы двигателя, нужно в обязательном порядке поменять новые щетки, тем более что стоят они совершенно недорого.

После ремонта статора или ротора, выполняют обратную сборку инструмента по сохраненным снимкам разборки. Проверяют работоспособность инструмента. Если все выполнено правильно, болгарка послужит своему хозяину еще не один год.

Если нет омметра?

При отсутствии мультиметра потребуется источник питания 12 Вольт и лампочка на соответствующее напряжение. У любого автолюбителя с таким набором не возникнет проблем. На вилку электроприбора подключают плюсовую и минусовую клеммы. В разрыв ставится лампа накаливания. Результат наблюдают визуально.

Вал якоря вращают рукой, лампа горит без скачков яркости. Если наблюдается затухание судят о неисправном двигателе. Скорее всего, произошло межвитковое замыкание. Полное пропадание свечения свидетельствует об обрыве в цепи. Причинами могут быть неконтакт щеток, обрыв в обмотке или отсутствие сопротивления в одной из ламелей.

Задавка якорей под оттяжки в бригадах КРС

1. Конструкция по своему техническому исполнению должна отвечать требованиям техники безопасности и техническим условиям.

2. Транспортировать и устанавливать на устье скважины приемные мостки следует только трактором Т-150 или К-701 с исправной гидравлической подвеской.

3. Приемные мостки на устье скважины устанавливают горизонтально или с уклоном не более 1:25 в сторону от устья скважины.

4. Мостки должны быть оборудованы с обеих сторон трапами-сходнями в соответствии с требованиями правил безопасности.

5. Стеллажи приемных мостков должны обеспечивать возможность укладки труб при высоте штабеля не более 1,25 м, иметь противооткатные металлические стойки, предохраняющие трубы от раскатывания.

6. Беговая дорожка должна быть выполнена шириной не менее 1 метра из досок толщиной 50мм, а трапы- сходни шириной не менее 1 метра и досок толщиной 40мм.

Монтаж подъемного агрегата

До начала монтажа подъемного агрегата скважины должна быть заглушена.

Перед началом работы машинист агрегата должен проверить:

— состояние рабочего места;

— наличие ограждений и приспособлений, надежность крепления защитных кожухов;

— исправность инструмента и оборудования, контрольно-измерительных приборов;

— наличие дизтоплива и смазки;

— надежность крепления талевого каната;

— правильность крепления оттяжек к якорям;

— тормозную систему: рукоятка тормоза при полностью заторможенном тормозе должна находиться на высоте 800-900мм от настила рамы агрегата.

-конец неподвижной ветви талевого каната, а также все оттяжки мачты должны быть закреплены с применением не менее четырех зажимов.

При установке агрегата к скважине должно быть предусмотрено такое его положение, при кото­ром будет обеспечено удобное управление им, а так­же наблюдение за работающим на устье скважины и движением талевого блока.

Подъемные агрегаты (за исключением аг­регата АКМ-28) должны быть укреплены оттяжками из стальных канатов так, чтобы они не пересекали дороги, линии электропередачи, находящиеся под напряжением, и переходные площадки.

Вышка (мачта) должна быть отцентрирова­на относительно оси скважины.

Перед началом работ агрегат должен быть заземлен путем присоединения заземляющего провода к колонне обсадных труб.

Установка подъемного агрегата.

Агрегат к устью скважины подается задним ходом. После установки агрегата относительно устья, необходимо выполнить следующие операции:

— включить стояночный тормоз и установить под колеса упоры;

— поставить в нейтральное положение рычаги управления коробкой передач и раздаточной коробкой автомобиля;

— разгрузить рессоры автомобиля винтовыми домкратами;

— прикрепить силовые и ветровые оттяжки к кронблоку, мачты и снять болты, крепящие мачту к средней опоре;

— включить четвертную передачу коробки передач автомобиля и первую скорость отбора мощности;

— при достижении в пневмосистеме агрегата давления 0,6-0,8 Мпа (6-8кгс/см2) переключите коробку передач автомобиля на первую передачу для подъема мачты;

— всякие переключения коробки передач и зубчатых муфт должны производиться при выключенном сцеплении двигателя автомобиля.

Работы на высоте по монтажу, демонтажу и ремонту вышек и мачт в ночное время, при ветре со скоростью 8 м/с и выше, во время грозы, сильного снегопада, при гололедице, ливне, тумане видимостью менее 100 м должны быть приостановлены.

Силовые и ветровые оттяжки А-50 должны закрепляться от якоря на расстоянии 28 метров и под углом 450. Неточность установки якорей допускается плюс-минус 1,5м.

Перед подъемом мачты необходимо опрессовать гидродомкраты и подводящую арматуру. При достижении давления 120 кг/см2

выдержать время 2-3мин. Утечек масла нигде не должно быть.

При достижении давления приблизительно 5 Мпа (50кг/см2

) мачта должна подниматься. Если мачта не поднимается, переведите рукоятку гидрораспределителя в нейтральное положение и устраните неполадки, проверьте правильность присоединения подводящей арматуры. Скорость подъема мачты регулируется игольчатым вентилем.

Перед опусканием мачты заполнить маслом гидродомкраты снизу и создать давление 1,5-2,0 Мпа (15-20 кг/см2

).

Для опускания мачты в транспортное положение установить рукоятку гидрораспределителя в левое положение. Производить при опускании мачты подачу масла в верхние полости домкратов только до перехода мачты через вертикальное положение, после чего установите рукоятку гидрораспределителя в нейтральное положение. Далее мачта опускается под действием собственного веса.

Перед выдвижением верхней секции мачты соединить трос ограничителя этой секции с ручкой конечного выключателя. Проверить правильность положения каната выдвижения на роликах и в серьге талевого блока. После этого, поставив в положение “Тихий” рукоятку крана муфт барабана, произвести подъем верхней секции на самый малой скорости (первые передачи коробки передач и коробки отбора мощности).

После того, как опорные башмаки верхней секции поднимутся выше затворов нижней секции на 100-150 мм, установите рукоятку крана в положение «Выключено», одновременно затормозив барабан. Затем через рычажную систему установите затворы в рабочее положение и осторожно, посадите на них верхнюю секцию, постепенно растормаживая барабан.

Закрепите ветровые оттяжки к якорям, а силовые к переднему буферу автомобиля. Вращением смежных гаек натяните силовые оттяжки с усилием 400-500 кгс, что соответствует затяжке стяжной гайки рычагом длиной 800мм, усилием 25кгс. Ветровые оттяжки натягиваются с таким усилием, чтобы не было заметного провисания канатов. При работе агрегата с нагрузкой на крюке более 30т рекомендуется увеличить натяжение в двух передних ветровых оттяжках, следить за состоянием якорей. В процессе работы периодически подтягивать силовые оттяжки.

Перед опусканием верхней секции мачты заведите канат выдвижения верхней секции в серьгу талевого блока. Подъемом талевого блока на самой малой скорости приподнимите верхнюю секцию на 100-150мм выше затворов. Уберите затворы в корпусы замков, после чего опустите вниз верхнюю секцию мачты, при этом барабан постоянно притормаживать.

Во избежании поломки верхней секции перед выдвижением и спусканием все винтовые оттяжки должны быть разведены на максимально возможную величину.

Монтаж ПВО.

Демонтировать фонтанную арматуру, проверить состояние уплотнительных колец и канавок фланцевых соединений.

При работе по схеме 1 на крестовину (или через переходную катушку) монтируется уплотнительная головка. Герметизирующая муфта входит в состав запорной компоновки и должна находится на рабочей площадке.

При выборе схемы №2 превентор с трубными плашками монтируется на крестовину (или через переходную катушку). Плашки должны соответствовать диаметру дистанционного патрубка запорной компоновки.

При выборе схемы обвязки ПВО с двумя превенторами сначала монтируется превентор с глухими плашками, на него устанавливается превентор с трубными плашками. При этом превентор с трубными плашками оборудуется дистанционным управлением посредством тяг длиной не менее 10м, выполненных из труб диаметром 73мм. Перед штурвалами должна быть информация о направлении вращения и количестве оборотов для закрытия –открытия превентора и метки показывающие полное открытие и закрытие плашек превентора.

Допускается по согласованию с противофонтанной службой для проведения прострелочно-взрывных работ в колонне с последующим демонтажем установка верхнего превентора с глухими плашками и продолжения работ с одним превентором (кроме скважин 1-ой категории). В этом случае повторная опрессовка оставшегося в обвязке превентора не требуется.

Профиль уплотнительных колец фланцев должен соответствовать профилю канавок на фланцах фонтанной арматуры и противовыбросового оборудования. Кольца и канавки должны быть очищены быть очищены от льда и грязи и при установке ПВО плотно входить друг в друга.

Присоединение ПВО к крестовине фонтанной арматуры производится на все шпильки, при этом гайки должны быть навернуты так, чтобы после наворота гайки на шпильке оставалось 2-3 витка резьбы. Затяжка их производится крест-накрест.

После монтажа противовыбросового оборудования скважина опрессовывается технической водой на максимально ожидаемое давление, но не выше опрессовки эксплуатационной колонны.

После монтажа противовыбросового оборудования на скважине с перфорированной или негерметичной колонной ПВО опрессовывается на давление не менее3,0 МПа. Давление опрессовки определяется, исходя из технического состояния и приемистости скважины и указывается в плане работ.

Результаты опрессовки оформляются актом.

Эксплуатация

Должен быть обеспечен свободный доступ к устью скважины для обслуживания ПВО.

Перед началом смены необходимо проводить проверку затяжки фланцевых соединений и контроль технического состояния подвижных элементов (проверка на легкость открытия-закрытия). Результаты проверки необходимо занести в журнал проверки оборудования. Не реже одного раза в декаду производится контрольная проверка противовыбросового оборудования мастером бригады. Результаты проверки заносятся в журнал проверки оборудования.

При необходимости замены плашек следует руководствоваться рекомендациями завода – изготовителя, отраженными в паспорте на превентор. Работы производятся под руководством специалиста – механика по противовыбросовому оборудованию.

После замены плашек или узлов превентора непосредственно на устье скважины необходимо превенторную установку опрессовать на давление опрессовки колонны.

Периодичность проверки плашечных превенторов :

— гидравлическая опрессовка — через каждые 6 месяцев

— дефектоскопия — один раз в год.

Запрещается:

Производить удары по корпусу ПВО с целью очистки поверхности от грязи и льда.

Проводить сварочно-ремонтные работы соединительных швов на корпусе;

Обогревать элементы превентора открытым огнем.

Расхаживать или вращать колонну насосно-компрессорных труб или бурильных труб, не допускается нагрузка на плашки более 20т.

Подготовка труб

Подготовка насосно-компрессорных труб (НКТ) и бурильных труб (БТ) осуществляется в соответствии с РД 39-2-132-78 и «Инструкцией по эксплуатации, ремонту и учету бурильных труб» (ВНИИТнефть, Куйбышев, 1979), РД 39Р-05753520-001-95 «Положение по приемке, хранению, отбраковке, учету движения и по порядку перевода в другие области назначения НКТ и глубинно-насосных штанг в ОАО «Томскнефть» Восточно-нефтяной компании.

На трубной базе (ПРЦТиТ) производятся гидравлические испытания, шаблонировка, маркировка и сортировка труб, а также калибровка резьб. Непосредственно на кусте осуществляется наружный осмотр, повторное шаблонирование, укладка труб в порядке спуска в скважину и замер их длины.

S Транспортирование труб на скважину должно производиться специальным транспортом. При погрузке между рядами труб необходимо прокладывать деревянные прокладки, предохраняющие трубы от ударов. При этом концы труб не должны свешиваться или выступать за габариты транспортного средства более, чем на 1 метр. Транспортировка труб без предохранительных колец и ниппелей запрещается.

S При разгрузке и укладке труб у скважины необходимо, чтобы муфтовые концы были обращены к устью скважины. При этом не допускается сбрасывание труб, ударение друг о друга, перетаскивание волоком.

S При работе с трубами необходимо иметь запас из расчета на каждые 1000м 50м дополнительного резерва.

S При визуальном осмотре труб на скважине определяется состояние наружной поверхности трубы, муфты и их резьбовых частей. Обнаруженные небольшие забоины на поверхности трубы допускаются удалять с помощью напильника.

S Шаблонирование труб необходимо производить при подъеме труб с мостков для спуска в скважину.

При непрохождении шаблона в трубе ее отбраковывают. На трубах, забракованных при проверке, необходимо сделать пометку «БРАК» устойчивой к климатическим условиям краской. Выбракованные трубы складировать отдельно от основных труб.

S Подготовленные трубы необходимо уложить штабелями на стеллажи в порядке очередности спуска в скважину, а между рядами поместить деревянные прокладки. Торцы муфт каждого ряда труб должны находиться на одной общей прямой линии, а последующие вышележащие ряды — ступенчато отступать от каждого уложенного ряда на длину муфты.

S При использовании труб разных диаметров и конструкций необходимо группировать их по типам и размерам. Переводник для свинчивания их между собой рекомендуется навернуть заранее в муфту последней трубы спускаемой секции.

S Измерение длины трубы необходимо производить от свободного торца муфты до конца резьбовой части трубы с помощью проверенной стальной рулетки. Порядковый номер и измеренную длину рекомендуется наносить выделяющейся устойчивой краской на поверхности трубы.

S Измерение длины труб должна производиться под руководством мастера, который является ответственным за качество данной операции.

Все сведения о подготовленных к работе трубах должны быть занесены в журнал «Мера труб» по форме табл.№ 1.

Таблица № 1

порядковый номер трубыусловный диаметр трубытип конструкции трубыгруппа прочности сталитолщина стенки трубы, ммдлина трубы, мНараст. длина колонны

Подготовка скважин к ремонту.

· Состав работ при подготовке скважин к ремонту.

· Передислокация оборудования и ремонтной бригады, устройства фундаментов, установки якорей, крепления оттяжек и центровки подъемного агрегата.

· Установка подъемных агрегатов для текущего и капитального ре­монта.

· Cборка трубопроводов для проведения глушения, промывки, кислотной обработки и др. работ. Соединение линий агрегатов по заданной схеме. Типовые схемы расстановки спецтехники и оборудования, предназначенного для выполнения различных видов ремонтных работ на скважинах.

· Правила остановки нефтяных, нагнетательных и газовых сква­жин.

· Жидкости глушения, типы, требования к качеству жидкостей глушения.

· Приготовление жидкостей глушения на растворном узле, в условиях скважины.

· Контроль параметров жидкости глушения. Глушение скважин. Способы глушения скважин при различных типах подземного оборудования.

· Разборка оборудования устья скважины и установка противовыбросового оборудования по соответствующим схемам.

· Подготовка труб. Правила укладки труб перед спуском их в скважину.

Состав работ при подготовке скважин к ремонту

Комплекс подготовительных работ перед производством ремонта производится в следующей последовательности:

· Производится выдача задания (плана) на ремонт скважины

· Производится прием скважины в ремонт

· Производится планировка территории вокруг скважины для расстановки оборудования, сооружают, при необходимости, якори.

· Останавливают скважину и производят ее глушение

· Производится передислокация оборудования ремонтной бригады

· Расставляют оборудования и производят монтаж подъемного агрегата

· Производится подъем мачты подъемного агрегата и монтаж рабочей площадки

· Производится разборка устьевого оборудования и монтаж ПВО.

Передислокация оборудования и ремонтной бри­гады

При переезде следует руководствоваться следующими общими правилами:

· Руководство передислокацией оборудования ремонтной бригадой осуществляет мастер.

· Перед переездом на скважину мастер обя­зан проверить трассу передвижения, определить опас­ные участки пути движения, принимать при необхо­димости меры по очистке снега или неровностей, назначать ответственного за передвижение по наме­ченной трассе.

· Перед переездом все выдвижные части подъемного аг­регата и другого оборудования должны быть установлены в транспортном положении и застопорены.

· При буксировании грузов на санях и гу­сеничных прицепах и других транспортных сред­ствах следует использовать жесткие сцепки дли­ной 2,5—4,0 м.

· Нахождение людей на платформах агрега­тов, площадках саней, а также на грузах, транспорти­руемых в вагоне, запрещается.

· Уклон трассы при перевозке грузов дол­жен быть плавным. Боковой уклон не должен превы­шать 10°.

· Переезд передвижных агрегатов через за­мерзшие реки и другие водоемы разрешается толь­ко при наличии дорожных знаков, указывающих на­правление, допускаемые к переездам виды транс­порта и скорости переезда при отсутствии тумана, поземки, снегопада.

· Движение по снежной целине разрешается только по уточненной трассе и по направлению выс­тавленных знаков (вех).

· При движении агрегатов по дорогам (маги­стралям) следует руководствоваться требованиями Правил дорожного движения.

Подготовка устья скважины

· Перед разборкой устьевой арматуры фон­танной, газлифтной и глубинно-насосной скважин сле­дует в трубном и затрубном пространствах постепен­но снизить давление до атмосферного.

· Перед ремонтом глубинно-насосной сква­жины головка балансира станка-качалки должна быть откинута назад или отведена в сторону. Откидывание и опускание головки балансира, а также снятие и установку канатной подвески необходимо произво­дить специальными приспособлениями, исключающи­ми необходимость подъема рабочего на балансир станка-качалки.

· Перед ремонтом скважин, оборудованных центробежными электронасосами, следует обесто­чить кабель, проверить надежность крепления кабель­ного ролика и правильность его установки при проб­ном протягивании кабеля через ролик в обе стороны, кабельный ролик должен быть закреплен к ноге или поясу спускоподъемного сооружения с помощью специального хомута или цепью.

· Стеллажи и приемные мостки следует уста­навливать горизонтально с уклоном не более 1:25.

Передвижные приемные мостки

Передвижные приемные мостки предназначены для обслуживания, укладки и временного складирования труб и штанг, в количестве, необходимом для производства работ на скважине и для подачи и приема труб при спуско-подъемных операциях.

1. Конструкция по своему техническому исполнению должна отвечать требованиям техники безопасности и техническим условиям.

2. Транспортировать и устанавливать на устье скважины приемные мостки следует только трактором Т-150 или К-701 с исправной гидравлической подвеской.

3. Приемные мостки на устье скважины устанавливают горизонтально или с уклоном не более 1:25 в сторону от устья скважины.

4. Мостки должны быть оборудованы с обеих сторон трапами-сходнями в соответствии с требованиями правил безопасности.

5. Стеллажи приемных мостков должны обеспечивать возможность укладки труб при высоте штабеля не более 1,25 м, иметь противооткатные металлические стойки, предохраняющие трубы от раскатывания.

6. Беговая дорожка должна быть выполнена шириной не менее 1 метра из досок толщиной 50мм, а трапы- сходни шириной не менее 1 метра и досок толщиной 40мм.

Задавка якорей под оттяжки в бригадах КРС

Согласно инструкции завода-изготовителя задавка якорей производится способом принятым в данном районе с обеспечением вырыва якоря А-50, УПТ1-50 — НЕ МЕНЕЕ 8 т.

Якорем служит труба, диаметром не менее 4” и толщиной стенки не менее 7мм. длиной от 4 до 6 метров в зависимости от грунта.

Якори оттяжек подъемных агрегатов должны располагаться по схеме (квадрат) 40х40 м.

· Оттяжки подъемных агрегатов должны соответствовать диаметру паспортным данным, иметь одинаковое натяжение (400-500кг), что соответствует затяжки рычагов длиной 800мм, с усилием 25кг. Оттяжки не должны иметь узлов и срощенных участков.

· Оттяжки к якорям присоединять при помощи винтовых оттяжек специальными цепями с приспособлением для их надежной фиксации или маркированными петлями и крепить не менее как четырьмя зажимами, расположенными между собой на расстоянии не менее 300мм. Винтовые оттяжки должны иметь контрольные окна или установленные ограничители, исключающие полное вывертывание винтов из гаек.

· На расстоянии 100мм от вертикального конца врезается крестовина, диаметром 26мм, на которую зацепляется петля из стального каната, диаметром не менее 18мм.

· Установка якорей производится при помощи спецтехники АЗА-3..

· Для испытания к якорю крепится канат, диаметром 18,5-22мм, на который крепится трансформатор индикатор веса (ГИВ-6).

· Вместо ГИВ-6 можно применять оттарированный динамометр, угол наклона каната к горизонту должен быть около 45о. Натяжение каната осуществляется через подставку под канат.

· Если при достижении требуемой нагрузки не менее 8т на якорь сдвига не наблюдается — ЯКОРЬ ВЫДЕРЖАЛ ИСПЫТАНИЕ.

· Если якорь не выдержал испытание, меняется его конструкция (диаметр или количество труб или длина)

· Результаты испытания оформляются в “Пусковом паспорте”.

· Испытанию должны подвергаться не менее одного якоря на кусте скважин.

· Допускается применение других видов якорей, выдерживающих усилия вырыва согласно паспортным данным подъемной установки.

· Якори, устанавливаемые в процессе обустройства по проекту строительной организации, испытываются на вырыв один раз в год (в случае производства капитального ремонта). Результат оформляется в “Пусковом паспорте”.

· При задавливании якорей под оттяжки, ЗАПРЕЩАЕТСЯ устанавливать агрегаты под линиями электропередач, в охранной зоне ЛЭП.

· Работы по испытанию и задавке якорей производится под руководством мастера.

· При задавке якорей ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

— нахождение людей в радиусе 15 метров от него;

— применение нестандартных якорей.

Монтаж и демонтаж мачт агрегатов

· Перед монтажом агрегата мастер обязан проверить состояние всего агрегата, уделив при этом особое внимание состоянию мачты, талевой систе­мы, якоря, сигнализации, приспособлений для укладки и крепления оттяжных канатов, а также состоянию крепления кронблока с талевым канатом в транс­портном положении и металлических ограждений.

· При установке агрегата в скважине должно быть предусмотрено такое его положение, при кото­ром будет обеспечено удобное управление им, а так­же наблюдение за работающим на устье скважины и движением талевого блока.

· Агрегаты должны быть установлены на рас­стоянии не менее 10 м от устья скважины и таким образом, чтобы их кабины не были обращены к ус­тью. Расстояние между агрегатами должно быть не менее 1 м.

· Подъемные агрегаты (за исключением аг­регата АКМ-28) должны быть укреплены оттяжками из стальных канатов так, чтобы они не пересекали дороги, линии электропередачи, находящиеся под напряжением, и переходные площадки.

· Вышка (мачта) должна быть отцентрирова­на относительно оси скважины.

· Нагнетательные линии от агрегатов должны быть оборудованы обратными клапанами, тарирован­ными предохранительными устройствами заводско­го изготовления и манометрами. Отвод от пре­дохранительного устройства на насосе должен быть закрыт кожухом и выведен под агрегат.

· Для проведения ремонтных работ около сква­жины необходимо устроить рабочую площадку, мост­ки и стеллажи для труб и штанг.

Рабочая площадка должна соответствовать следующим требованиям:

· Должна быть выполнена из листов рифленого 5мм железа или деревянных досок толщиной 40мм размером 3м/4м. Рабочая площадка оборудуется ступенями.

· В случае сооружения на высоте более 0,75м рабочая площадка оборудуется лестницами и перилами высотой 1,25м с продольными планками, расположенными на расстоянии не более 40см друг от друга, и борт высотой не менее 15 см, образующий с настилом зазор не более 1см для стока жидкости.

Расстановка оборудования и бытовых вагонов осуществляется согласно схеме расстановки оборудования ремонтной бригады:

· Бытовые вагоны и служебные вагоны устанавливаются на расстоянии не менее 40м от устья скважины с наветренной стороны. Вагоны должны быть заземлены.

· Инструментальная будка устанавливается на расстоянии не менее 10 метров от устья скважины, на ней монтируется пожарный щит.

Спецтехника для выполнения технологических операций устанавливается на расстоянии не менее 10 метров от устья скважины кабинами от нее с подветренной стороны, расстояние между агрегатами должно быть не менее 1 м.

· при ожидании работ агрегаты должны находится на специальной площадке на расстоянии не менее 40 метров от устья скважин.

Глушение скважин

Перед началом ремонтных работ подлежат глу­шению:

· Скважины с пластовым давлением выше гидростатического.

· Скважины с пластовым давлением ниже гид­ростатического, но в которых согласно расчетам со­храняются условия фонтанирования или нефтегазопроявления.

Требования, предъявляемые к жидкостям для глушения скважин.

· Плотность жидкости для глушения опреде­ляют из расчета создания столбом жидкости давления, превышающего пластовое в соответствии с необходи­мыми требованиями.

· Допускаемые отклонения плотности жидко­сти глушения от проектных величин приведены в табл. 2.

· Жидкость глушения должна быть химически инертна к горным породам, составляющим коллек­тор, совместима с пластовыми флюидами и должна исключать необратимую кольматацию пор пласта твер­дыми частицами.

· Фильтрат жидкости глушения должен обла­дать ингибирующим действием на глинистые части­цы, предотвращая их набухание при любом значении рН пластовой воды.

· Жидкость глушения не должна образовывать водных барьеров и должна способствовать гидрофобизации поверхности коллектора и снижению капил­лярных давлений в порах пласта за счет уменьшения межфазного натяжения на границе раздела фаз «жид­кость глушения — пластовый флюид».

· Жидкость глушения не должна образовывать стойких водонефтяных эмульсий первого и второго рода.

· Вязкостные структурно-механические свой­ства жидкости глушения должны регулироваться с целью предотвращения поглощения ее продуктивным пластом.

· Жидкость глушения должна обладать низким коррозионным воздействием на скважинное оборудо­вание. Скорость коррозии стали не должна превышать 0, 10-0, 12 мм/год.

· Жидкость глушения должна быть термостабильной при высоких температурах и быть морозоус­тойчивой в зимних условиях.

· Жидкость глушения должна быть не горю­чей, взрывопожаробезопасной, нетоксичной.

Допускаемые отклонения плотности жидкости глушения

Глубина скважиныДопустимые отклонения при плотности жидкости глушения, кг/м3
До 13001300-1800Более 1800
До 1200 До 2600 До 4000

· Жидкость глушения должна быть техноло­гична в приготовлении и использовании.

· Технологические свойства жидкости глуше­ния должны регулироваться.

· На месторождениях с наличием сероводо­рода жидкости глушения должны содержать нейтра­лизатор сероводорода.

· Обоснованный выбор жидкости глушения (с содержанием твердой фазы, на основе минераль­ных солей, на углеводородной основе, пены) в зави­симости от горно-геологических и технических усло­вий работы скважины, а также способов их приго­товления можно осуществить в соответствии с рекомендациями каталога жидкостей глушения [5], а также РД [б].

1Следующая ⇒

Устройство: коллектор, крыльчатка, вентилятор и прочие элементы, фото

Конструкция болгарки, выполненная в виде компактного объединения механической и электрической части, обеспечивающая минимальные габариты и вес, делает возможным ее применение в качестве ручного инструмента. Так, например, один из подшипниковых узлов якоря расположен в корпусе из ударопрочной пластмассы, которая служит защитой электрической части. Другой подшипник установлен в корпусе редуктора (механическая часть), что позволяет передавать вращающий момент непосредственно на исполнительный механизм. Схему расположения элементов болгарки смотреть на фото:

Обмотки якоря с помощью коллектора, установленного на его валу, и щеток соединяются с электропитанием от сети. Коллекторный двигатель при повышении нагрузки имеет тенденцию сильно нагреваться, поэтому на вращающийся вал устанавливается крыльчатка. Она создает движущийся поток воздуха, который охлаждает как сам электропривод, так и полностью болгарку. Передача вращающего момента на шпиндель выполняется ведущей шестерней, закрепленной на конце вала ротора.

Видео, как делают

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]