Как отливать из гипса элементы отделки интерьера в любом количестве


Три шага к гипсовой скульптуре (или элементу отделки)

От замысла до готового изделия необходимо пройти три этапа:

  • изготовить модель в натуральную величину;
  • снять с модели литьевую форму;
  • приготовить гипсовую смесь и отлить желаемое количество копий изделия.

Рассмотрим эти этапы на примере изготовления небольшого бюста (а) и элемента лепной отделки интерьера (б).

Модельное дело, изготавливаем модель изделия

Первый и самый сложный шаг для получения гипсовой скульптуры — это модель.

Модель можно сделать самому, либо подобрать уже готовое изделие. К примеру, вы решили сделать 10 копий фигурных фризов и наклеить их по периметру комнаты под самым потолком. Покупаем один и далее по нему отливаем остальные.

Если учесть, что стоимость одного лепного украшения может составлять от тысячи рублей и выше, то выгода очевидна. При этом исходную форму можно несколько видоизменить по своему вкусу.

Если не желательно или невозможно работать с оригиналом, то изготовим его гипсовую копию (как именно это сделать мы рассмотрим дальше). Затем убираем на копии ненужные детали и (или) дополняем её деталями из пластилина. По готовому изделию сделать это гораздо проще чем «с нуля».

Сделать модель самостоятельно уже сложнее. Нужно обладать хотя бы минимумом пространственного мышления и некоторыми навыками скульптора.

В практическом опыте модельного дела можно использовать гипс для основы и пластилин для выделки мелких деталей. Такая методика особенно хороша для изделий, где есть крупные прямоугольные детали, например для барельефов, изразцов и пр.

Изразцы

Гипсовые заготовки отливаем из недорогого мягкого гипса в простейшей прямоугольной опалубке. Когда он схватился, разбираем опалубку и, вытащив деталь, обрабатываем её ножом или простейшими резцами из ножовочного полотна, стамесками. Это несложно, влажный гипс резать немногим труднее, чем кусок хозяйственного мыла.

Заготовку сушим и покрываем акриловой грунтовкой или спиртовым лаком, затем дополняем деталями из пластилина. Без грунтовки пластилин очень плохо «цепляется» на гипс.

Рекомендую: Мебель и декор, взгляд со стороны

Процесс литья из гипса

Процесс литья из гипса состоит из нескольких этапов. Само литье в гипсовые формы занимает минуты, гораздо больше времени уходит на подготовительные и завершающие операции. К подготовительным относятся:

  • Изготовление модели изделия.
  • Проектирование и изготовление формы, или опоки.
  • Подготовка материалов для литья смазывания формы.

Процесс литья из гипса

Проверьте, чтобы все необходимые материалы, оборудование и инструменты были под рукой, отмыты и очищены после прошлого раза. Счет при отливке идет на минуты.

Непосредственно перед литьем в гипс следует произвести смазывание опоки и смешивание раствора для литья. Заливать растров в отверстие следует тонкой струйкой, обязательно давая воздуху возможность выйти. После заливки форму надо повращать и слегка потрясти, чтобы добиться максимального прилегания раствора к мелким деталям рельефа.

Завершающие операции не менее важны. Они так же определяют качество изделия. К ним относятся

  • Сушка (при естественной температуре или на радиаторе). Слишком быстрая сушка может привести к растрескиванию отливки.
  • Разборка формы. Если она плохо отходит от изделия, можно легонько обстучать ее деревянным или резиновым молоточком.
  • Удаление литников и доработка деталей готового изделия.
  • Очистка опоки (если планируется еще одна или несколько отливок).

Литье в гипсовые формы немного отличается от литья в формы из силикона. Силикон не нуждается в смазке, он упруг и из него легче извлекать отливку, к тому же он дает больше возможностей для проработки деталей.

Что такое форма для скульптуры

Форма это слепок с модели, её «объемный негатив». Лет пятнадцать назад основным материалом для снятия форм был гипс. Да и в наше время его применяют довольно часто, особенно для «разовых» заливок несложных, но крупных изделий.

Формы из гипса получаются прочные, точно отражают мельчайшие детали модели и, что важно, — они недорогие.

Увы, но именно крепость застывшего гипса порой приводит к тому, что форма цепляется за выступы на модели и образует с ней своеобразный «замок». Попытка разъединить их силой приводит к поломке модели или формы.

Поскольку мало-мальски сложное изделие при заливке обязательно образует замки, то, либо модель разрезают на простые элементы, отливают их по отдельности и затем склеивают, либо форму набирают отдельными участками не образующими замков.

Из практики.

В начале двухтысячных, создавая форму по модели знаменитого памятника «Клятва» (Музей «Молодой гвардии» г. Краснодон) автор этих строк заливал 14 фрагментов.

Этих недостатков лишены силикон. Он копирует детали модели не хуже гипса, а прочность его достаточна для отливки десятков копий. При этом силикон достаточно гибок, что позволяет не беспокоиться о том, что он зацепится за выступ или впадину модели.

К недостатку силиконовых форм можно отнести их куда более высокую стоимость, чем гипсовых.

Важно!

Обычный силиконовый герметик для формы не подойдет. Нужен специальный формовочный состав. Наиболее популярен двухкомпонентный из базовой смолы и катализатора. Причем последнего требуется всего около 1,5-2%.

Делаем форму для гипса в домашних условиях

Тема про формование заинтересовала всех. И многие спрашивают: как из чего делаем форму для гипса. Смотрите, делал все из формопласта. Концов, выходов, чтобы приобрести материал, нет. Но покажем на маленьком примере, как получить в домашних условиях.

Найдена бутылочка с двуглавым орлом. И планируется из нее сделать слепок из гипса. Что для создания формы надо? Коробочку на быструю руку смастерил, она кривая, внутри форма и нигде стенок не должна касаться. Использован силикон, неважно белый или черный. И понадобится Fairy. Для чего? Все и покажем.

Приготовление силиконовой смеси для формы

Отмеряем составляющие силиконовой смеси (отвердитель и силикон) и тщательно их перемешиваем.

Для этого в емкость наливаем основной компонент и начинаем его активно мешать вращательными движениями, как сахар в стакане. Когда масса придет в движение, не прекращая мешать, понемногу вливаем катализатор.

Для полного смешивания ингредиентов хватает 1-1,5 минут. Перемешивать дольше 2-х минут не следует, смесь начнет терять свои качества.

Перемешав состав, сразу начинаем заливку.

Важно.

Готовя смесь, выдерживайте рекомендованное инструкцией соотношение и температурный режим. Силикон будет тем жестче, и тем быстрее схватывается, чем больше отвердителя и выше температура. А, уменьшив количество катализатора ниже нормы можно не добиться полимеризации.

Чтобы силикон не прилипал к модели, мажем ее разделяющей смазкой. Состав продается готовый и, если работы много, стоит банку приобрести. Для небольших же домашних поделок в этом качестве подойдет парафин, вазелин и даже обычное мыло.

Оборудование и материалы для литья

Для литья применяется шликер конкретной консистенции. На ощупь он обязан быть маслянистым. В состав шликера, кроме глины и воды, включают разные добавки, меняющие консистенцию и остальные свойства суспензии. В качестве добавок применяют

Шликер для грядущего изделия

  • Прочие сорта глины
  • Песок
  • Шамот
  • Электролиты
  • Красители

Самым важным оборудованием являются формы для литья. От продуманности конструкции и качества изготовления зависит качество конечного изделия. В шликерном литье используются гипсовые формы. Оправка в большинстве случаев выполняется из 2-ух частей. Для точного сочетания 2-ух частей на одной из них предусматриваются выступы, а в другой — необходимые им по профилю впадины. В художественном литье, отличающемся малыми сериями, части формы скрепливаются резиночками. Гипсовая форма для шликерного литья обладает ограниченным рабочим сроком, и при планировке выпуска больших партий (к примеру, изразцов) нужно рассчитать изготовление нескольких оправок на любое изделие.

Формы для шликерного литья

Важно! Форму требуется делать исключительно из очень качественного скульптурного гипса. Гипс должен быть пуховым, не содержать инородных включений и комочков

Оправки, сделанные из очень качественного гипса, смогут выдержать свыше сотни отливок. Если же гипс низкокачественный, то после десятка отливок стенки начинают выкрашиваться и осыпаться.

Формы, пришедшие в непригодность, можно раскрошить молотком, просеять через небольшое сито и добавлять в раствор из гипса для отливки новых оправок в соотношении не больше чем 1:10.

Изготовление одинарной формы

Сначала разберемся, как снять форму с элемента лепного декора.

Модель помещаем в коробку (опалубку) из дощечек, закрепив ко дну с помощью пластилина или проволочной скобой. Размеры коробки подбираем так, чтобы слой силикона между стенками и моделью был как минимум 10-15 мм. На столько же должен покрыть силикон самую высокую часть модели (рис. 1). Этот уровень приблизительно отметим на стенке коробки.

Рекомендую: Есть-ли разница в укладке между тротуарной плиткой и брусчаткой?

Теперь прикинем, сколько нам понадобится силиконовой смеси. Засыпаем модель чистым песком или простой солью по уровню заливки силиконом. При этом пристукиваем и встряхиваем коробку, уплотняя засыпку. Высыпаем песок в мерную емкость. Каков объем песка, столько понадобится и силикона.

Силикон льем тонкой струей, стараясь не допустить образования воздушных пузырьков. Заполнить особенно сложные места «помогаем» ему тонким гибким шпателем.

Обычно уже через 5-6 часов слепок можно аккуратно снимать, но заливать гипсом раньше, чем произойдет полная полимеризация не стоит. Как правило, это от 16 часов до суток.

Art Studying

Черновая формовка в гипс

Рассмотрим процесс «черновой» формовки в гипс. То есть технологию создания простейшей гипсовой формы, с последующей отливкой.

«Черновой» называется формовка с модели, вылепленной в мягком материале, с целью перевода модели в гипс, либо другой, удобный для последующей доводки материал.

В отличие от «чистовой» формовки, которая производится, как правило, с готовой модели, изготовленной из гипса или иного твердого материала, с целью дальнейшего перевода в другие материалы, отливки тиража (от нескольких штук и более) и т.д.

Проще говоря, вылепил скульптор что-то в мягком материале (глине либо пластилине), но в таком виде скульптуру ни хранить, ни выставить невозможно — легко помять, а глина кроме того, еще и сохнет. Следовательно, нужно скульптуру перевести в другой материал, такой, в котором можно скульптуру во первых, сохранить, во вторых — при необходимости доработать.

Наиболее традиционным материалом для этих целей, еще со времен Древнего Египта, является гипс.

Безусловно, можно переводить скульптуру сразу и в другие, более прочные материалы, особенно, если доводить практически нечего, но суть операций по формовке от этого не изменится.

Место, в котором вам предстоит формовать, можно завесить полиэтиленовой пленкой. Такой же пленкой желательно застелить пол и поверхность скульптурного станка, рабочего стола или просто табурета, на котором вы собираетесь формовать. Эти полезные действия существенно уменьшат масштабы последующей уборки.

На приведенных ниже примерах, портрет и полу-фигура будут заформованы «на два куска», то есть форма с каждой из этих скульптур будет состоять из двух частей, или, как принято говорить, «кусков» или «раковин».

Передняя, большая часть, формы, заведомо не снимается, поэтому в самом конце процесса, для того, чтобы вынуть готовую отливку, форма должна быть аккуратно разбита. Поэтому такой процесс формовки и отливки называется также «в расколотку».

Для начала нужно определиться, где пройдут границы двух частей формы.

Форму должно быть возможно разобрать, снять с модели, выполненной в мягком материале. Поэтому одна из частей чаще всего делается немного или ощутимо меньше, так, чтобы при разборке формы можно было легко ее отделить.

Оставшаяся часть часть должна иметь достаточно большую открытую часть, через которую можно будет а) очистить форму от глины и б) визуально убедиться, что в форме не осталось глины и что вся поверхность обработана разделительным составом.

Итак, поставив перед собой скульптуру в мягком материале, нужно определить, где пройдут границы частей, можно при желании наметить контур острым инструментом.

Затем, по намеченной траектории необходимо выставить бортики из тонких металлических пластинок.

В данном случае, мы пользуемся для этого пластинками, нарезанными из тонкой листовой меди. По возможности, добиваясь, чтобы зазоры между пластинами были как можно меньше.

При желании можно пройтись по пластинам скотчем и таким образом сделать поверхность борта ровной, без зазоров.

Далее начинается следующая стадия — непосредственно создание гипсовой формы. При формовке в расколотку первый слой формы делается подкрашенным. Это делается для того, чтобы дойдя до него при расколотке формы, действовать более осторожно — за ним уже будет располагаться отливка.

Для подкраски гипса удобно использовать какой-нибудь недорогой сухой пигмент.

Нежелательно использование каких-либо красок, например гуаши, т.к. гипс может не схватиться или не набрать прочность.

Для замеса гипса, в том числе, первого (цветного) слоя нам понадобится емкость, желательно с гибкими стенками, например пластиковое ведро или резиновый мячик. Такую емкость удобно в последствии очистить.

Цветной пигмент желательно развести отдельно, в небольшом количестве воды и тщательно перемешать.

Для замеса гипса берется холодная вода. Соотношение воды и гипса по объему — 1,5-1,75 частей гипса на 1 часть воды.

Вода заливается в емкость, затем добавляется разведенный пигмент, затем засыпается гипс.

Гипсу дается возможность пропитаться водой (1-2 минуты) затем тщательно перемешивается.

Вариант определения пропорции между водой гипсом — гипс засыпается в воду до появления небольшого «островка». Но чтобы более ясно понимать получаемую при этом пропорцию, лучше в начале мерить объем двумя стаканчиками (один для воды, другой для гипса), замечая при этом, какой величины получается «островок» при большей или меньшей пропорции. Через некоторое время вы сможете замешивать «на глазок».

Развитию чувства густоты замеса также сильно способствует домешивание руками, при этом можно проконтролировать отсутствие комков.

Для замеса маленьких объемов удобно пользоваться руками или специальной лопаточкой, для больших — традиционной мутовкой в виде крестовины, набитой на длинную рукоятку (рисунок внизу), или обычной современной металлической мутовкой вставленной в дрель, как это делается на стройках для замеса раствора. Если будете покупать такую мутовку, лучше берите более редкий вариант — закрученную в обратную сторону, при вращении которой раствор будет не подниматься (как удобнее для бетона), а наоборот, направляться ко дну — в этом случае, меньше вероятность того, что при неосторожном нажатии на кнопку дрели вы сами и все окружающее пространство будет в гипсе.

Перед нанесением гипса поверхность глиняной работы нужно обрызгать водой из брызгалки. По смоченной водой поверхности гипс лучше растекается и заполняет все неровности. Нанесение гипса на не смоченную водой поверхность может привести к тому, что глина впитает воду из наносимого на нее гипса, а это ведет к образованию пузырьков и пустот на поверхности формы. Кроме того, лишенный части воды гипс делается очень пористым, а это приводит к тому, что разделительный состав очень сильно впитывается в поверхность формы и форма может плохо отделяться от отливки. В то же время, вода должна успеть стечь с поверхности глины, чтобы гипс из-за нее не разжижался.

Даем гипсу подзагустеть до вязкости кефира и обрызгиваем поверхность скульптуры, стараясь, чтобы гипс попадал во все углубления и щели.

Эта стадия называется «оплеск». Ее задача, чтобы гипс уверенно покрыл всю поверхность, не оставляя пузырей и пустых мест. Для этого в ответственных местах можно слегка подуть на поверхность гипса, выгоняя таким образом возможные пузырьки.

Если вся поверхность покрыта, немного ждем. Постепенно, разведенный нами гипс густеет, и мы наносим поверх «оплеска» более густой слой. Помним, что начинающий густеть гипс нельзя вновь размешивать, иначе он «омолодится», то есть не сможет схватиться.

Важно постараться, чтобы цветной слой лег более-менее равномерно, без слишком толстых (более 1 см) и слишком тонких (менее 3 мм) мест. Слишком толстые места делают бессмысленной идею деления на слои для удобной расколотки. Слишком тонкие места могут отколоться от внешнего, белого слоя в самых ответственных местах, сильно повредив будущий гипсовый слепок.

Желательно покрывать оперативно гипсом всю поверхность, не допуская образования матовых мест до того, как будет набран слой не менее 3 мм. Матовость гипса при малой толщине, сигнализирует, что глина впитала воду из гипса. Это может привести к тому, что при недостаточно хорошей смазке формы изнутри, данный слой будет плохо отделяться от отливки.

Для того, чтобы расколотка формы происходила по слоям (сначала верхний, затем цветной), сцепление между слоями должно быть, но быть слабым.

С этой целью, поверхность цветного слоя желательно пройтись жидко разведенной (до густоты молока) глиной. Благодаря этому сцепление со следующим слоем будет осуществляться в основном за счет неровностей поверхности.

Некоторые мастера, например Д.Бройдо в своей книге «Руководство по гипсовой формовке художественной скульптуры» («Искусство», 1937г.) советуют промазывать жидко разведенной глиной не всю поверхность цветного слоя, а только выступающие и наиболее ответственные места, а требуемой, слабой степени сцепления цветного и последующего слоев добиваются за счет правильной работы с консистенцией гипса — следующий, не цветной слой гипса следует начинать наносить, когда он начинает сгущаться.

Края, как видите мы не покрываем, они все таки должны быть единым целым со следующим слоем.

На приведенном примере никаких бортиков не было, то есть форма будет состоять из одного куска. Так можно делать, если есть уверенность, что всю глину удастся извлечь через нижнюю открытую часть.

А вот еще примеры промазки жидкой глиной средней части цветного слоя, либо только выступающих и наиболее ответственных частей, как это советуют некоторые авторы.

Глину для этих целей удобно развести в небольшом стаканчике до состояния молока или сливок.

Дождавшись, когда глина подсохнет, наносим следующий (не цветной, просто белый гипс)слой, он должен быть толщиной от 2 до 5 см в зависимости от размера формы. Некоторые авторы советуют укреплять его арматурой (проволокой). Некоторые укладывают куски проволоки прямо на цветной слой, перед нанесением белого. Кто-то — в процессе нанесения белого. Лично у меня, уверенности, что это нужно делать, нет. С другой стороны, при расколотке формы, выдергивание частей арматуры как раз сильно упрощает и ускоряет процесс самой расколотки.

Также советуют начинать наносить белый слой, когда он начнет сгущаться, тогда сцепление между слоями как раз будет достаточно слабым и можно даже обойтись без промазывания глиной. При этом, естественно нужно успевать, пока гипс не начнет схватываться, помним, что разминать схватывающийся гипс нельзя, иначе он «омолаживается» и не может схватиться.

Важно проконтролировать, чтобы внешний слой не имел неожиданно слишком тонких мест, особенно на выступающих частях, например на носу. В процессе дальнейшей очистки и мытья формы, тонкие места могут случайно продавиться и на этих местах могут образоваться отверстия в форме.

Также важно не допускать пустот между цветным и белым слоями, так как это при обработке формы изнутри может привести к осыпанию цветного слоя и соответственно порче отливки.

Можно для получения равномерного второго слоя, вначале проложить гипс по периметру, создав своего рода рамку, равномерной толщины, а затем наносить гипс не беспорядочно, а двигаясь от края и сохраняя толщину.

Пропорция гипса к воде в белом слое не должна быть крепче чем в первом слое, а лучше — чуть слабее. Более крепкий второй слой может дать трещины при схватывании гипса.

Дождавшись, когда слой схватится, поворачиваем работу задней стороной к себе и аккуратно вынимаем пластинки. Тянуть при этом надо осторожно, вдоль края формы, так, чтобы щель от пластинок не расширялась.

Если на открывшемся крае формы видны перепады высоты от неровно выставленных пластин и раковины (пустые места) — не стоит расстраиваться, просто все эти дефекты чуть позже нужно будет замазать глиной, чтобы исключить зацепы задней половины формы о переднюю.

Затем снимаем бортики, половину или чуть меньше открывшегося края гипсовой формы подрезаем ножом и вырезаем лунки для лучшей фиксации частей формы друг к другу. Все это видно на фотографии.

Некоторые мастера выставляют пластинки особенно аккуратно и при формовке их не вынимают, а края гипсовой формы делают шире пластин. Полукруглые углубления в этом случае делают на торчащей за краем пластин части формы.

Смазываем край гипсовой формы жидко разведенной глиной, при необходимости залепляем глиной имеющиеся раковины (пустоты) в борту формы, если имеются зацепы от перепадов высоты между пластинками их тоже залепляем и налепляем глиняные «клинышки» — они понадобятся нам для раскрытия формы.

Затем разводим подкрашенный гипс, даем ему загустеть до состояния кефира и делаем оплеск, после того как гипс еще чуть загустеет, доделываем цветной слой, даем ему схватиться, промазываем выступающие части жидкой глиной, даем ей подсохнуть, наносим белый слой, толщиной от 2 до 4 см.

Поскольку глиняная работа имеет свойство сохнуть, вся формовка должна быть произведена в течение 2-3 часов. В действительности все происходит быстрее, но если форма большая и сложная, следует поставить задачу, как можно быстрее укрыть поверхность глины гипсом, хотя бы цветной слой и немного белого, а затем набирать достаточную толщину белого слоя. На моей практике был случай, когда двое начинающих формовщиков зачем-то формовали с глиняной работы многочастную форму в течение не одного дня, а о необходимости постоянного поддержания влажности глины они забыли. Соответственно, форма делалась, а работа постепенно усыхала… Когда будущие мастера формовки разобрали форму и сделали пробную отливку, они сами и все их коллеги были немало удивлены

Через полчаса или позже можно начинать раскрывать форму. Для этого заготавливаем деревянные клинышки и и осторожно начинаем забивать их в места, где на стыках формы торчат «клинышки» из глины. Если при нанесении гипса с задней стороны, часть гипса попала на переднюю сторону и стык между передней и задней сторонами стал не виден и форма из-за натеков может не раскрыться, все эти натеки можно срезать ножом (мокрый гипс легко режется), либо па формах большего размера — небольшим топориком. При срезании натеков, линия стыка становится видна благодаря тому, что края формы передней стороны были прокрашены жидкой глиной. Также этот совет актуален, если по какой-то причине глиняные «клинышки» не были сделаны и деревянные клинья предстоит забивать прямо в стык двух частей формы — тогда этот стык конечно должен быть виден.

Забиваем понемногу и все параллельно, затем поливаем колышки водой, ждем, когда они разбухают и начинают открывать форму. Не следует при этом действовать слишком поспешно — слишком быстрое усилие может привести к тому, что форма треснет.

Если же это вдруг произойдет, не стоит отчаиваться, просто желательно вовремя это заметить и если начала отходить только часть формы — постараться вернуть ее на место, так, чтобы края трещины по возможности соединились. После этого нужно развести гипс, смочить треснувшее место водой и наложить на него плюшку 1-2 см толщиной и шириной на 5-7 см в стороны от трещины. Можно при этом проложить в гипс кусок пластиковой или металлической сетки в качестве арматуры. Затем нужно дождаться, пока гипс схватится (нагреется и начнет остывать) и продолжать раскрытие формы медленно и осторожно, стараясь не подвергать нагрузкам треснувший участок.

Когда образуется щель, аккуратно, без резких движений, разнимаем части формы, при необходимости помогая себе стамеской или шпателем.

Если несмотря на все попытки форма пока не открывается, не нужно пытаться открыть при помощи грубых и резких действий — так легко ее повредить. Лучше еще раз проверить соответствие формы колышков (может они слишком узкие и просто пробивают себе ход, вместо того, чтобы аккуратно раздвигать половинки формы), лишний раз полить, аккуратно и равномерно со всех сторон подзабить все колышки.

Также в подобной ситуации можно демонтировать основание каркаса и открыть себе доступ к нижней, открытой части формы. Далее, перевернув форму открытой частью наверх, понемногу наливая воды, размочить и начать удалять глину. Могло ведь и так произойти, что на поверхности задней части работы есть неровности, даже минимальные зацепы, а глина стала слишком плотной (вследствие недостаточного полива за время создания работы) и не может оторваться. Если горловина формы широкая — можно до открывания формы удалить значительную часть глины, а это итак нужно делать. Если горловина узкая, заливаемая в нее вода постепенно размягчит глину. Через некоторое время нужно снова попытаться открыть форму.

Если в процессе открывания формы, от нее все же оторвались нужные куски, нужно их собрать и смонтировать обратно либо аккуратно соединив и налепив плюшку гипса снаружи, либо после очистки сушки формы приклеить на секундный клей.

Затем нужно очистить форму от глины / пластилина. Делаем это стеком-петлей, деревянным стеком и промываем форму водой и кисточкой.

Если глины или пластилина нужно удалять много, то удобно это делать стеком-петлей, при условии, что он достаточно крепок. При этом нужно действовать осторожно, чтобы не срезать выступающие внутрь части формы.

Когда основная масса будет вынута, лучше перейти на деревянный стек.

Если так случилось, что глина стала очень плотной и вынимается с трудом (как правило, из-за того, что работу вели долго и редко поливали), можно размягчить ее, замачивая в ванне. Желательно при этом проконтролировать, чтобы глина и кусочки гипса не засоряли слив.

В аналогичном случае с пластилином (если он трудно вынимается вследствие своей твердости), можно подогреть его тепловентилятором.

При удалении пластилина, поддев с боков, можно вынуть практически всю работу сразу. При удалении каркаса нужно тянуть осторожно, чтобы проволокой каркаса не зацепить и не повредить форму.

Когда форма очищена от глины, ее нужно окончательно помыть, осторожно протирая кисточкой шероховатости и углубления. Как вариант, можно это сделать в ванне, не забывая избегать засорения слива.

Задача прикосновений кисточкой при мытье формы — поддевать глину, чтобы струя воды могла ее удалить, а не подвергать трению форму. Излишнее трение легко приводит к искажению формы.

Если дальнейшая работа в тот же день не может состояться и форму предстоит хранить какое-то время, рекомендуется ее собрать и крепко связать веревкой или скотчем. Если этого не сделать, части формы, будучи сырыми и хранимые отдельно могут слегка изогнуться (сырые гипсовые детали под действием силы тяжести могут гнуться), каждая в свою сторону, и в дальнейшем при сборке формы могут быть обнаружены щели.

Далее, чтобы отливка не прилипла к форме, всю поверхность формы изнутри необходимо покрыть разделительным составом.

Один из традиционных вариантов разделительного состава:

Поверхность формы покрывается жидким мылом несколько раз, пока мыло не перестанет впитываться. Затем тонкимслоем покрывается растительным маслом либо вазелином.

Основной принцип при смазке формы любым составом — должна быть промазана вся поверхность без исключения и как можно более тонким слоем. Толстый слой смазки, особенно осевший в углублениях формы, способен сильно испортить отливку.

В старые времена для этих целей внутреннюю поверхность формы обрызгивали «щелоком» (крепким отваром березовой золы), как дающим наиболее тонкую разделительную пленку. Для гарантии отставания форм от отливки в этом случае, форму с избытком напитывали водой. К намоченной с избытком поверхности гипса новый гипс уже не прилипает. Также описываются случаи, когда с избытком намоченная форма отставала от отливки без всякой смазки. Естественно, на своих первых опытах по формовке так лучше не рисковать. А вот поэкспериментировать с приставанием гипса к поверхностям разной влажности и хорошо промачивать форму водой безусловно полезно.

Заслуживают внимания современные разделительные составы в аэрозольной упаковке — обрызгать поверхность формы, особенно сложной, аэрозолем, намного быстрее, чем внимательно промазывать ее кисточкой. Принципиально важно, перед применением любого из таких составов на поверхности формы, обязательно провести эксперимент на любом куске гипса.

Части формы соединяются, связываются веревкой, если на стыках есть щели, они закладываются глиной. Либо можно их скрепить просто гипсом, наложив его снаружи на стыки, шириной 5-8 см.

Затем форма переворачивается, устанавливается прочно и заливается гипсом.

После замеса гипса с его поверхности шпателем снимают пену. Гипс заливается в форму тонкой струей по краю формы — это также уменьшает количество пузырей на отливке.

Если нужно получить пустотелую отливку, гипс заливается где-то на треть объема и форма кладется практически на бок и поворачивается, чтобы гипс постепенно оседал на стенках, затем гипс выливается обратно в емкость для замеса. Затем форма снова заливается не вся и процесс повторяется, пока гипс не начнет загустевать. Остаток гипса вымазывается по краям отверстия и эти края выравниваются шпателем по краю формы.

Если за один замес не получается набрать нужную толщину, замешивается вторая, а иногда и третья порция гипса. Раствор в этих случаях замешивается более слабым, чем для первого (наружного) слоя, иначе возможны разрывы отливки.

Через 15 минут после заливки или позже, можно начинать расколотку. Делать это надо осторожно, при помощи стамески либо долота и киянки либо молотка. Удары нужно направлять не внутрь формы, а по касательной, так, чтобы разрушалась форма, а на отливку усилие не передавалось. Инструмент не должен быть слишком острым, так как его назначение — раскалывать, а не резать.

По возможности нужно вначале снять верхний (белый) слой гипса, а подкрашенный снимать осторожнее. Однако на практике часто в каких-то местах гипс может сняться сразу, обнажив отливку. В этом случае желательно все равно постараться в других местах снять вначале верхний белый слой.

Поскольку расколотка занимает некоторое время, выполняющий ее человек устает и может потерять осторожность, у него может возникнуть желание ударить посильнее и почаще, чтобы поскорей завершить процесс. В этот момент человек теряет осторожность и сквозь форму попадает по скульптуре — либо делает на скульптуре зарубку, либо скалывает часть скульптуры вместе с формой.

Хорошо, если цветной слой был нанесен более-менее равномерной толщины. Тогда можно быстро приноровиться наносить удары нужной силы и не задеть отливку. Конечно, это сработает, если при расколотке вам хватило терпения снять вначале весь белый слой.

Советуют начинать расколотку цветного слоя с какой-нибудь выпуклой и гладкой части скульптуры.

Когда в процессе расколотки вы приближаетесь к поверхности скульптуры, следует снизить скорость и вспомнить, что даже, если работа будет завершена на полчаса позже, ничего страшного не произойдет. И в любом случае, на восстановление «зарубленной» поверхности скульптуры времени может уйти значительно больше.

При расколотке совсем небольших вещей, внешний слой понемногу надрезается квадратиками и осторожно скалывается ножом. Так же поступают и с цветным слоем, усилив осторожность.

Если скульптор формует и расколачивает не сам, а обратился за помощью к профессионалам, «форматорам», это с одной стороны хорошо, т.к. хороший форматор проведет весь процесс формовки и отливки значительно лучше, хотя и возьмет за свои услуги немало, но нужно следить, чтобы тот же форматор если уж зарубит форму, ни в коем случае не пытался замаскировать (зашпаклевать гипсом или как это принято говорить «зафлиндровать») своими силами, т.к. то, что в глазах не скульптора будет «нормально» и «гладенько», для скульптора может означать полную потерю формы на этом участке.

Особенно осторожно и никуда не торопясь нужно работать, приближаясь к мелким деталям, т.к если что-то нечаянно будет отбито и улетит в массу осколков формы, вы можете эту деталь никогда не найти и придется ее подлепливать заново.

В этой связи можно привести такой случай…

В одном из скульптурных комбинатов, расположенных в Москве, скульптор попросил одного форматора заформовать и отлить небольшую фигурку сидящего Пушкина. Форматор с успехом провел работу, но вот когда настало время расколачивать форму, был уже несколько «под шафэ» (что в общем свойственно для форматоров и других тружеников нашей необъятной Родины). А у Пушкина на голове был цилиндр. И форматор его нечаянно отбил и не заметил, куда он отлетел (скульптурка, напоминаю, была небольшая). Искал, искал его среди осколков, не нашел. В итоге не долго думая, находчивый форматор взял немного гипса и создал у Пушкина на голове прическу, как мог.

Пришел скульптор принимать работу, ничего не заметил, расплатился и унес Пушкина.

Через некоторое время прибегает и спрашивает:

— «А где цилиндр?»

— Какой цилиндр, — говорит форматор, — никакого цилиндра не было!

— Да как же не было, когда был! Ты куда подевал цилиндр?

— Да не было никакого цилиндра. Когда Ты мне скульптуру принес, никакого цилиндра на нем не было. Я все как было, так и отформовал.

— Да что я свою работу не помню, что ли? Ты ведь небось при расколотке его потерял!

— Нет, не было никакого цилиндра, не было, не было, не было! — так и не сознался форматор.

Швы можно срезать ножом сразу, пока отливка сырая, либо позже, смочив водой.

На освобожденной от формы отливке как правило присутствуют в малых (а иногда в больших) количествах пузырьки, а иногда могут быть дефекты отливки (не пролившиеся места). Для заделки крупных (от 4 мм) дефектов удобно использовать гипс. Гипс для этих целей разводится очень жидко (1 : 1, или около того), а место заделки сильно увлажняется водой. Если пытаться заделывать недостающие места гипсом обычной консистенции или недостаточно смочить саму отливку водой, то основная масса отливки мгновенно вытянет воду из вновь наложенного гипса, который в свою очередь станет очень твердым, неудобным для обработки, а при приложении большего усилия будет легко скалываться целым куском. Наложив на смоченное место слабый гипс, лучше всего сразу, как он начнет густеть, придать ему нужную форму.

Для более мелких отверстий удобнее использовать шпаклевку, например Maxi, или иную «финишную» строительную шпаклевку.

Эти же рекомендации можно отнести не только к заделке дефектов отливки, но и к случаям дальнейшей доработки отливки уже в гипсе. Если же нужно что-то срезать ножом, а отливка уже высохла и стала твердой, то нужное место можно смочить водой при помощи кисточки. И в этой связи следует озвучить один интересный фактор, иногда подстерегающий начинающего скульптора — это желание получив отливку из гипса, всю ее выгладить и отшлифовать. При том, что те же самые места, пока произведение было в глине, совсем не вызывали беспокойства своей «шероховатостью», а смотрелись вполне естественно. Но что-то происходит именно в гипсе, восприятие меняется и в этот момент иногда можно буквально испортить работу, начав все приглаживать и прилизывать, отчего острота и живость формы и поверхности может быть утеряны. В дальнейшем, если произведение переведено например в бронзу или просто затонировано в любой оттенок, восприятие меняется в обратную сторону — неровности и шероховатости перестают раздражать, а снова начинают восприниматься как естественные проявления процесса лепки, которые совершенно необязательно как-то скрывать, добиваясь гладкой поверхности. Поэтому, начинающему скульптору можно посоветовать, не торопиться выглаживать свою работу, а вместо этого, попробовать потонировать, для начала можно грубо и приблизительно, и таким образом понять, как она действительно будет смотреться.

Готовую отливку можно при желании потонировать в любой гамме.

Что с ней делать дальше?

Если произведение для вас является ценным и удачным, его нужно беречь, используя в качестве модели. А для дальнейшей продажи, подарков и т.д. использовать снятые с него гипсовые, либо переведенные в другой материалкопии.

Олег Торопыгин

P.S. А тем, кто действительно интересуется технологией формовки в гипс, можно порекомендовать добыть или найти в электронном виде эту книгу — Д. Бройдо «Руководство по гипсовой формовке художественной скульптуры», вышедшую в издательстве «Искусство» аж в 1937 году…

Статья ориентирована на начинающих скульпторов и формовщиков, если вам есть, что добавить, можете отправлять ваши ценные мысли по адресу — Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Изготовление разрезной формы

Если для изготовления элемента декора форму достаточно залить за один раз, то для бюста потребуется разъемная форма из двух деталей или иначе разрезная форма.

Сделать ее можно двумя способами:

  1. Сразу залить модель полностью, а затем форму разрезать.
  2. Выполнить заливку в два-три приема.

Первый вариант, думаем, понятен. Модель заливается полностью, оказываясь внутри сплошного силиконового блока. После того как силикон схватился, разрезаем блок прямо на модели, приблизительно пополам. Затем удаляем модель и соединяем части слепка по разрезу, скрепляя шнуром или даже просто скотчем. Форма готова к заливке.

Второй способ заметно сложнее. По сути, мы снимаем с модели как минимум две формы, по одной с каждой стороны.

Начинаем с разметки границы раздела. Линию раздела рисуем прямо на модели карандашом или фломастером, стараясь, чтобы она проходила по середине выступающих элементов изделия. Так готовую форму будет проще снимать.

Теперь нам предстоит закрыть часть модели, оставив лишь ту сторону, с которой будем снимать слепок. Для этого используем пластилин, а еще лучше скульптурную глину.

Модель укладываем в опалубочную коробку. Заполняем коробку глиной или пластилином до намеченной линии раздела. В результате мы должны получить сплошную поверхность, из которой барельефом выступает половина модели.

Некоторые стараются, чтобы раздел представлял собой по возможности ровную плоскость. Этого вовсе не требуется. Линия раздела вряд ли будет находиться строго в одной плоскости, а значит, рельефной окажется и вся граница разделения формы.

Зальем модель силиконом. Дождемся, когда он наберет достаточную прочность (обычно это от 3 до 6 часов). Теперь не снимая

(!) форму с модели, разбираем опалубку, убираем глину (пластилин) и переворачиваем форму залитой стороной вниз. Перед нами окажется барельеф второй части модели, выступающий из силиконового блока.

Обрамляем модель опалубкой, смазываем поверхность и модели, и силиконовой «обоймы» разделительной смазкой. Заливаем очередную порцию жидкого силикона и дожидаемся, пока он схватится.

Рекомендую: Каменная кладка, как класть натуральный (природный) камень своими руками

Разбираем форму и убираем модель. Получим две половины, в одной из которых отпечаталась передняя, а в другой задняя сторона модели. Осталось их соединить, скрепить и заливать гипс.

Совет.

Чтобы части формы точно совпадали, вдавите несколько шариков, к примеру, от подшипника в разделительную поверхность. При заливке они образуют на слепке соответствующие впадинки и выпуклости, позволяющие точно совмещать части формы для заливки гипса.

Область применения литья из гипса

Литье из гипса применяется как на промышленных предприятиях для изготовления деталей отделки помещений, так и в авторских мастерских. Мастера льют из гипса весьма широкий ассортимент

  • Авторские элементы декора помещений
  • Статуэтки и даже большие статуи, вплоть до моделей для последующего литья из металлов
  • Небольшие украшения
  • Игрушки
  • Детали для масштабных моделей техники

Этим перечнем область применения не ограничивается. Мастера придумывают все новые и новые области применения литья из гипса — везде, где нужно создать детали со сложными поверхностями и рельефом, а требования к прочности и износостойкости не являются критически важными.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

—Рубрики

  • БИРКИ, ЯРЛЫКИ ДЛЯ РУКОДЕЛОК, ПЕЧАТИ (10)
  • СВЕЧИ (4)
  • БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ (8)
  • БОХО (19)
  • ВЫСКАЗЫВАНИЯ, АФОРИЗМЫ, ЦИТАТЫ. (18)
  • ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ (549)
  • Crazy wool (16)
  • ВЯЗАНИЕ НА ВИЛКЕ (13)
  • НА ЛИНЕЙКЕ (2)
  • УКРАШЕНИЯ (1)
  • Аксессуары (12)
  • Бабушкин квадрат,квадраты (17)
  • Блузки, топы, кофточки (68)
  • Болеро,медузки (21)
  • Большие размеры (13)
  • Для кухни (1)
  • ЖАККАРД (4)
  • Жилеты,жакеты (28)
  • Журналы по вязанию крючком (28)
  • Комбинирование (19)
  • Костюмы (6)
  • Купальники (5)
  • ЛЕНТОЧНАЯ ПРЯЖА (1)
  • Мотивы (14)
  • На вилке (3)
  • Обвязка (22)
  • Обувь, носки, тапочки (71)
  • Пальто, кардиганы, кофты (37)
  • Платья, туники (83)
  • Пледы (30)
  • Сумки (23)
  • Узоры (23)
  • Филейное вязание (3)
  • Цветы (21)
  • Шали, палантины (29)
  • Шапки, варежки, перчатки (12)
  • Шарфы (4)
  • Штаны, лосины, шорты (1)
  • Юбки (19)
  • ВЯЗАНИЕ СПИЦАМИ (38)
  • Обучение (1)
  • Узоры (1)
  • Обвязка (1)
  • Блузки, топы, кофточки (1)
  • Для животных (12)
  • Жилеты,жакеты (4)
  • Ленточная пряжа (3)
  • Пальто, кардиганы, кофты (2)
  • Платья, туники (4)
  • ВЯЗАНЫЕ ИГРУШКИ (78)
  • ГИПС (45)
  • ДЕКУПАЖ (808)
  • Вдохновлялочки (18)
  • Декорация бутылок (107)
  • Для кухни (38)
  • Журналы по декупажу (25)
  • Интерьер,мебель.. (63)
  • Картинки для декупажа (138)
  • Кракелюр (41)
  • Материалы, инструменты, краски (80)
  • Обувь, одежда, аксессуары (6)
  • Панно (44)
  • Уроки от бабы Лены и другие видео (73)
  • Холст (1)
  • Шкатулки, коробочки. (26)
  • Эффекты (12)
  • ДЕКУПАЖ-КАРТИНКИ (1712)
  • 8 марта (2)
  • Африка (57)
  • Бордюры (14)
  • Валюта (8)
  • Винтаж (37)
  • Восток (7)
  • Гороскоп,знаки зодиака (6)
  • Грамоты, дипломы, благодарности (3)
  • Декупажные карты (8)
  • Детские, сказочные. (170)
  • Для плитки, кафеля (1)
  • Дома, улочки, кафе. (81)
  • Животные (166)
  • Интерьер (28)
  • Исторические (15)
  • Космос (8)
  • Круглые, овальные (23)
  • Кухня (73)
  • Литература, книги (1)
  • Морские (61)
  • Мужчины, женщины, дети. (105)
  • Музыка, кино (26)
  • Надписи (1)
  • Напитки, спиртное (17)
  • Натюрморты, овощи,фрукты. (67)
  • Новый год, рождество. (204)
  • Одежда, аксессуары, мода. (18)
  • Окна (2)
  • Открытки (7)
  • Охота, рыбалка. (3)
  • Пасха (10)
  • Почта, марки, алфавит (18)
  • Прикольные (18)
  • Природа,пейзаж (110)
  • Прованс, деревня. (22)
  • Птицы (39)
  • Разное. (114)
  • Романтика,валентинки (34)
  • Свадебные (4)
  • Страны, города, карты (54)
  • Транспорт (15)
  • Фоны, узоры, орнаменты (19)
  • Фэнтази (44)
  • Цветы (204)
  • Часы (39)
  • Этикетки, упаковки (12)
  • ЖУРНАЛЫ (10)
  • Из пластиковых бутылок (10)
  • ИЗ БУМАГИ (67)
  • Цветы (61)
  • ИЗ ЯИЧНОЙ СКОРЛУПЫ (4)
  • ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАРТОНА (24)
  • Изделия из коробок (5)
  • Комодик (8)
  • ИЗДЕЛИЯ ИЗ СТАРЫХ ДЖИНС (49)
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ВИДЕО (13)
  • ИНТЕРЕСНЫЕ САЙТЫ (28)
  • Обучалочки (13)
  • Создание сайтов (5)
  • ИСТОРИЯ (20)
  • КИНО, АКТЁРЫ. (7)
  • КОФЕЙНАЯ ТЕМА (6)
  • КРАСИВЫЕ И ИНТЕРЕСНЫЕ ФОТО (79)
  • КРАСИВЫЕ РИСУНКИ (2)
  • КРАСОТА И ЗДОРОВЬЕ (295)
  • КУКЛЫ (55)
  • КУЛИНАРИЯ (497)
  • Вторые блюда (80)
  • Десерт (21)
  • Журналы по кулинарии (1)
  • Закуски (94)
  • КАРВИНГ. Уроки художественной резьбы по овощам и ф (13)
  • Конфеты (2)
  • Мороженое (19)
  • Напитки (12)
  • Первые блюда (1)
  • Приправы, соусы (6)
  • Салаты (43)
  • Соления,маринады,заморозка (57)
  • Соусы, приправы (2)
  • Торты, пироги, запеканки (198)
  • ЛЕПКА (213)
  • Журналы, книги (7)
  • Папье-маше (8)
  • Пластика (46)
  • Поделки из солёного теста (71)
  • Полимерная глина (56)
  • Холодный фарфор (43)
  • МАНДАЛЫ, ТАЛИСМАНЫ. (15)
  • МАСТЕР-КЛАССЫ (18)
  • МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ,КРАСКИ . (8)
  • МОЗАЙКА (2)
  • МОИ РАБОТЫ (33)
  • МУЗЫКА (3)
  • НОВЫЙ ГОД (ПОДЕЛКИ,СУВЕНИРЫ И Т.Д.) (118)
  • Новогодний декупаж (48)
  • новогодний стол (1)
  • ПАСХА (1)
  • ПЕЙП — АРТ (3)
  • ПЛЕТЕНИЕ ИЗ ГАЗЕТ (95)
  • Журналы по плетению из газет (3)
  • ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ (32)
  • ПСИХОЛОГИЯ (1)
  • ПУГОВИЦЫ (8)
  • РАЗНЫЕ ПОДЕЛКИ (125)
  • Букеты из конфет (23)
  • РЕМОНТ (266)
  • Балконы (10)
  • Интерьер (151)
  • Кухни (38)
  • Мебель (44)
  • Отделочные работы. (1)
  • Прихожие (2)
  • РОСПИСЬ (239)
  • Техника jacarelado ( ложная мозаика) (4)
  • Витраж (1)
  • Журналы по росписи (7)
  • Мебель, интерьер (5)
  • На ткани (6)
  • Обувь, одежда (5)
  • Схемы (18)
  • Точечная роспись (84)
  • Учимся рисовать (46)
  • Шаблоны и трафареты (16)
  • СЮРПРИЗЫ И ПОДАРКИ (11)
  • ТОПИАРИЙ (33)
  • УКРАШЕНИЯ (42)
  • Эпоксидка (10)
  • ЦВЕТОВОДСТВО (1)
  • ШИТЬЁ (353)
  • Для собак (4)
  • Игрушки (7)
  • Интерьер (41)
  • Красим ткань, вещи (3)
  • Обувь (21)
  • Одежда (123)
  • Пэчворк (23)
  • Сумки (37)
  • Фетр (3)
  • Цветы,банты, паетки, бисер (77)
  • Шторы (9)
  • ШТАМПЫ, НАДПИСИ, ТРАФАРЕТЫ (22)

Тиражирование изделий

Имея прочную и гибкую силиконовую форму, можно приступать к тиражированию изделий.

Наши поделки вряд ли будут подвергаться серьезным нагрузкам. Используем для них гипс Г5 или Г6, который можно приобрести в любом строительном магазине. Но, все же, перед тем как затворять его добавим в воду 6-8% эмульсии ПВА. Она снизит хрупкость готовых изделий, добавит им прочности, а так же повысит «текучесть» гипсовой смеси.

Гипс с водой мешаем в пропорции 55:45 или даже 60х40. Подробнее о видах гипса и способах его затворения можно прочесть в статье об изготовлении гипсовых плиток.

Жидкий гипс заливаем уверенно, равномерной аккуратной струей. После того, как форма заполнится, дадим гипсу хорошенько затвердеть. Для быстросхватывающихся сортов это 20-25 минут.

Извлекаем изделие из формы, зачищаем заусенцы и ставим на просушку. Готовую скульптуру можно покрыть лаком или окрасить.

Совет.

Хотя гипс и не прилипает к силикону, после каждых двух-трех отливок, смазывайте форму разделительной смазкой, это продлит срок ее службы.

Особенности выбора материала для производства садовых украшений

Отливать фигурки для сада можно из гипса, бетона и полистоуна. Изделия из гипса расходятся быстрее. Они имеют самую низкую цену. Поэтому организация производства таких изделий – процесс очень простой, не требующий больших материальных вложений. Килограмм гипса стоит от 40 рублей. Из него получаются изделия очень хрупкие, не обладающие устойчивостью к любым механическим нагрузкам. Они впитывают в себя влагу. Срок службы такого садового украшения – один сезон, но покупательский спрос на подобные изделия еще достаточно высокий, поэтому можно спокойно работать в обозначенном направлении.


Садовые фигурки из гипса Источник svarka-doka.ru

Что мы получим

Методика гипсового литья, описанная в статье, предназначена для создания множества одинаковых изделий.

Разумеется, можно отлить и лишь одну, уникальную скульптуру. Скажем, вы сделали из пластилина скульптуру любимой девушки и хотите «перевести» ее в прочный гипс, чтобы преподнести подруге (другу).

Тем не менее, стоит помнить, что для разовых, «штучных» вещей есть и другие методы изготовления. К примеру, скульптуру можно вылепить из бетонной смеси. Либо вырезать из гипсовой болванки, мягкого природного камня. Но об этом мы поговорим в других статьях.
Оставляйте ваши советы и комментарии ниже. Подписывайтесь на новостную рассылку. Успехов вам, и добра вашей семье!

Видео описание

В видеоролике показано, как можно сделать фигурку из гипса, заливая смесь в силиконовую форму:
Есть у описываемого выбора один существенный недостаток. Производство садовых фигур из полистоуна невозможно без использования синтетических пигментов и полиэфирных смол. В их составе есть стирол – опасное химическое соединение. Поэтому тот, кто выбирает такую технологию для производства садовых фигурок, необходимо будет более тщательно относиться к самой организации трудового процесса. Для его осуществления подходят только те помещения, которые находятся в пятистах метрах от жилых построек, внутри должна быть установлена хорошая вентиляция, рабочие должны носить респираторы и другие средства защиты.


Фигурки из полистоуна с большим количеством мелких деталей Источник vsegdasvami.ru

Важно ! На отечественном рынке нет местного сырья. Его приходится ввозить из-за границы, поэтому себестоимость фигурок из полистоуна получается очень высокой.

Хорошим спросом пользуются у покупателей и садовые фигурки из бетона. При их изготовлении используются вполне доступные по цене компоненты. Это песок, цемент, пигменты и пластификаторы. Все сухие ингредиенты замешиваются в раствор при помощи воды, раствор заливается в специальные формы. После застывания в итоге получаются очень прочные изделия, способные простоять в саду десятилетия. У них есть один существенный недостаток – большой вес. Фигурку сложно будет при желании перенести с места на место. Часто для транспортировки и установки таких скульптур приходится привлекать спецтехнику.


Фигурка сторожевого пса из бетона Источник compras.sharemedoc.com

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]