Художественная сварка: оборудование, описание техники исполнения, фото


Что можно изготовить из металла

Наиболее популярными изделиями, которые создаются с помощью сварки, являются практичные бытовые конструкции, предметы мебели и декоративные элементы.

К бытовым изделиям относятся элементы заборов, калиток, а также мелкие изделия наподобие шкатулок, емкостей под продукты и иных вещей. Метод художественной сварки позволяет не только придать нужную форму изделию, но и создать оригинальный узор или текстуру на поверхности.

Специалисты по металлу могут изготовить декоративные и журнальные столики, стулья, вешалки, стойки для обуви и другие вещи, которые выполняют практическую функцию и используются в доме или на улице.

Такая художественная мебель имеет оригинальный вид, при должной обработке не боится влаги, выдерживает большие механические нагрузки, отличается продолжительным сроком службы.

Стоимость художественной сварки нельзя назвать низкой из-за материала, который используется в работе. Это в основном титан и нержавейка. Для получения оттенков цветов используют цирконий.

Художественная сварка позволяет создавать разнообразные предметы, служащие для украшения. Это могут быть фигурки животных, детали орнамента для отделки стен, потолков, колонн или арок, детали в форме цветов, растений.

Количество вариантов выбора зависит исключительно от пожеланий клиента и его бюджета, а также стилевых особенностей интерьера. Чаще всего декоративные предметы, созданные сваркой, заказывают люди, живущие в роскошных коттеджах и желающие продемонстрировать чувство вкуса и оригинальность оформления. Но небольшую поделку из нержавейки может позволить себе каждый.

Как разжечь электрод

Существует два способа. Вариант один: разжечь электрод – впритык (касанием). Вариант два: чирканьем. Способы понятны из фото ниже.

Второй способ похож на разжигание спички об спичечный коробок. Первый способ иногда заменяют легким постукиванием об заготовку. Когда электрод новый и на кончике виден металл стержня, зажигание дуги происходит легко.

Если электрод был в работе, то вокруг стержня может появится наплыв из обмазки. Защитное покрытие электрода не проводит электрический ток. Поэтому его нужно отбить, несколько раз постучав кончиком электрода по свариваемой детали. Легкий розжиг электрода нарабатывается навыком, доведённым до автоматизма.

Преимущества сварных изделий

Одним из основных достоинств вещей, созданных при помощи художественной сварки, считается красивый и оригинальный внешний вид.


Такой метод позволяет изготовить сотни и тысячи вариантов готовых изделий и деталей, которые могут выполнять практическую функцию или служить исключительно в виде украшения. Сварка позволяет получить изящные и привлекательные предметы, которые невозможно повторить в точности.

Хотя это относительно новый вид искусства, в отличие от ковки, он все больше привлекает внимание. Одним из центров художественной сварки является институт Патона.

Еще одним плюсом изделий из железа, выполненных с помощью художественной сварки, является высокая прочность и надежность. Такие предметы, будь то орнаменты для украшения забора или мебель для улицы, не боятся повышенных механических нагрузок, имеют долгий срок службы, не требуют специфичного или сложного ухода, сохраняя не только физические качества, но и внешний вид. Для дополнительной защиты художественных изделий можно использовать специальные составы для отталкивания пыли, грязи и влаги.

Поделки из металла отлично сочетаются с другими предметами и различными материалами, в том числе кирпичом, блоком, камнем и деревом.

Если, например, сварные декоративные элементы предназначаются для украшения забора или ворот, они отлично смотрятся в сочетании с профнастилом, красным и облицовочным кирпичом, бетоном и другими материалами.

Мебель, созданная методом художественной сварки, красиво смотрится в классическом интерьере, барокко, романском, греческом стиле, а мелкие изделия способны украсить комнату, оформленную в направлении High-Tech.

Художественная сварка: от эксперимента к новому искусству

Нашим читателям хорошо известны все основные направления художественной обработки металла — горячая и холодная ковка, литье. Но сегодня появилось еще одно, принципиально новое и перспективное направление создания станковых и прикладных произведений искусства из такого прочного, но податливого материала. Это арт-сварка, начало которой положили специалисты киевского Института сварки им. Е.О. Патона. Она дает новые возможности художникам, воплощающим свои замыслы в металле. Предлагаем вашему вниманию интервью с одним из ведущих мастеров этого направления, сотрудником института им. Е.О. Патона Дмитрием Кушнируком.

Дмитрий, художественная сварка — относительно новое направление обработки металла. Как оно возникло и развивалось? Какова здесь роль Вашего учителя Григория Григорьевича Дочкина?

Григорий Григорьевич является первопроходцем в этой области сварки. Дочкин работал на военном заводе в Омске, где в то время занимались сваркой титана. Вот там-то у него и возникла идея поэкспериментировать над таким металлом, как титан, сделав с ним нечто новое, существенно отличающееся от традиционной, технической сварки. Вначале он изготавливал плоскостные работы на титановых листах — накладывал на лист швы и швами наваривал силуэты. А впоследствии появились уже и объемные работы.

А как Вы сами пришли к занятиям художественной сваркой, почему выбрали именно ее?

Поступив на работу в институт Патона, я начал обучаться технической сварке. В этот период я и увидел впервые художественные изделия, которые были созданы с помощью сварки. Мне понравилось, они меня заинтересовали, и я решил попробовать себя в этом направлении, а если учесть, что по натуре я человек творческий, то у меня получилось. Я всерьез увлекся этим делом и полюбил работу в подобной технике. Также можно сказать, что толчком к занятию художественной сваркой послужило то, что я увидел, чего можно достичь с помощью сварки с металлом, в данном случае — титаном. Хотя возможно использование и других материалов.

Дмитрий Кушнирук. Столик-змея

Дмитрий Кушнирук. Лягушка на листике. Размер: 20×15х15 см

В чем заключаются принципиальные технические отличия технологий художественной сварки от приемов обычной сварки?

При технической сварке такое явление, как цвета побежалости, недопустимо, это считается серьезным дефектом, квалифицируется как брак. Но то, что в технической сварке называется браком, специально используется в сварке художественной как декоративный прием.

Цвета побежалости — это радужные разводы (соломенного, золотистого, пурпурного, фиолетового и других цветов) на чистой поверхности нагретого металла, возникающие в результате появления тонкого слоя оксидов. Эта тонкая оксидная пленка толщиной в несколько молекул возникает на поверхности чистого металла под воздействием локального источника тепла, ее цвет зависит от толщины, поскольку окислы разной толщины по-разному отражают свет. Различная на разных участках толщина вызывает появление разноцветных разводов. Обработка металла путем сварки создает достаточно высокие температуры для образования цветов побежалости, но в технической сварке этого необходимо избегать, так как цвета побежалости ухудшают внешний вид изделий и считаются браком.

Художественная сварка титана на сегодняшний день — это аргоно-дуговая горелка, два глаза и две руки сварщика, плюс материал.

Это полностью ручная работа, а не конвейерная. Но если появится человек, который сможет поставить это на конвейер, то художественная сварка перестанет быть искусством…

А каково применение этих изделий? Насколько широкое распространение среди дизайнерских решений получили предметы, изготовленные подобным способом?

Изделия, изготовленные с применением технологий художественной сварки, находят достаточно широкое применение. Мастера арт-сварки способны изготовить изделия самого разного назначения, они могут широко варьироваться в размерах. С помощью художественной сварки можно сделать все что угодно, начиная от маленьких изделий — миниатюрных фигурок (муха, муравей, подсвечник и т.п.) и заканчивая архитектурными деталями (например калитками) и скульптурными композициями, украшающими дома, парки, сады. Примеры наших работ читатели могут увидеть на фотографиях.

Дмитрий Кушнирук. Птица

Какие материалы используются в художественной сварке — только ли титан, или применяются и другие металлы?

Действительно, речь идет, в основном, о титане. Как вспомогательный металл используется цирконий, позволяющий получить дополнительные оттенки цветов. Относительно крупные архитектурные детали, те же калитки, в основном, изготавливаются из нержавеющей стали, но в их декоративных элементах используется титан. Они, как и парковые скульптуры, могут быть изготовлены и только из титана, но это требует значительного времени и достаточно дорого.

Институт сварки им. Е.О. Патона, признанный центр исследований в своей области, стал и одним из тех мест, где зарождалось и развивается мастерство художественной сварки. А где еще активно культивируют это направление и каких известных мастеров Вы могли бы назвать? Где можно познакомиться с их работами?

Дмитрий Кушнирук. Ваза с драконом

Дмитрий Кушнирук. Динозавр

Насколько мне известно, это направление является достаточно новым, и, по моим сведениям, на сегодняшний день больше никто, кроме меня и моего учителя Григория Дочкина, не специализируется на таком виде искусства. Ведущим мастером, безусловно, остается Григорий Григорьевич, который начал проводить мастер-классы по основанному им направлению. Познакомиться с работами, выполненными в этой технике, можно у нас в институте, где имеется постоянно действующая выставка. Помимо этого, мы регулярно организуем выставки за пределами института.

Высок ли интерес к этому направлению у мастеров и заказчиков и каковы перспективы его развития?

Ранее большой интерес художественная сварка вызывала только у заграничных заказчиков. Чем это было обусловлено? Скорее всего, финансовыми трудностями и недостатком информации. Сегодня же, наоборот, велика заинтересованность отечественных заказчиков. Думаю, что перспективы развития такого направления художественной обработки металла, как арт-сварка, достаточно хороши, поскольку, с моей точки зрения, и для мастеров — художников по металлу, и для зрителей подобное использование сварки и создание с ее помощью произведений искусства представляет несомненный интерес.

ostmetal.info

Инструменты и чертежи

Чтобы заниматься художественной сваркой с использованием металлопроката, необходимы следующие приспособления и оборудование:

  • аппарат для ручной аргонодуговой сварки (им варят цветные металлы и нержавейку), горелка к нему, присадочная проволока и баллон аргона;
  • бумага. Без нее невозможно рисование чертежей с определением размеров и мелких нюансов, которые трудно учесть при визуализации без плана. Впрочем, в современном мире можно использовать и компьютерные программы;
  • канцелярские принадлежности для разметки (карандаш, линейка, транспортир);
  • рабочая поверхность, которая должна быть выполнена из устойчивых к высоким температурам и пламени материалов.

До начала работ по художественной сварке необходимо сделать чертеж и продумать, какого размера будет изделие, для чего оно предназначено, с каким стилем должно сочетаться.

Готовое изображение – только часть такого чертежа. Помимо эскиза, необходимо прорисовать отдельные детали, указать точки соединения и их количество, рассмотреть предмет в нескольких плоскостях.

Правильное наплавление

Надлежащий подход к работе облегчит задачу. Составляют план, в котором указывают схемы, эскизы и количество материала. Поэтапное наплавление:

  1. Придумывают изображение или находят его в Интернете, книге. Все зависит от предпочтений мастера.
  2. Оригинальное фото художественной сварки переносят на картонный лист. Чтобы не рисовать от руки есть способ, помогающий справиться с делом. К монитору с картинкой прикладывают тонкий альбомный лист бумаги и карандашом легкими прикосновениями обводят линии.
  3. Заготовку накладывают на картонку и фиксируют клеем. Ножницами или канцелярским ножом вырезают ненужные части, чтобы получился трафарет.
  4. Полотно прикрепляют скотчем к двери в центре. В установленном трафарете внутренние пространства обводят мелом. Чем толще линия, тем лучше, поскольку придется рассматривать контур через затемненные очки.
  5. Сталь протирают от пыли. По границам и на всей площади принта наплавляют присадочную проволоку. Делают объемную скульптуру. Поверх первичных слоев наплавляют металл там, где нужно. Если это дракон, то голову, туловище, хвост утолщают.
  6. Работу доводят до готового состояния. Шероховатую поверхность изделия зачищают до гладкого состояния болгаркой и напильниками. Последний инструмент подойдет для труднодоступных участков.

Дополнительная детализация усилит эстетику железной скульптуры. В конце красят различными цветам — черным, коричневым, обрабатывают серебрянкой.

Основная работа

На этом этапе мастер выбирает материал. Так, для небольших и изящных фигурок или скульптур может использоваться титан в чистом виде или с небольшими добавками циркония, придающего изделиям особенный блеск.

Если художественная сварка используется, чтобы создать ограждение, калитку, мебель или иные крупные предметы, в качестве основного материала обычно используется сталь. Конструкция из нержавейки не подвержена негативному влиянию влаги, устойчива к случайным и направленным ударам.

После определения материалов, формы и габаритов мастер, используя сварочный аппарат, изготавливает нужный предмет.

В зависимости от сложности и размеров на художественную сварку может уйти от 1 дня до нескольких недель.

Поверхность может быть отполированной, иметь гравировку, в некоторых случаях отдельные фрагменты украшают цветами побежалости. Это эффект, при котором стальная поверхность становится радужных оттенков с переливами, и его достигают посредством воздействия высоких температур. После того как изделие будет готово, оно должно остыть.

Техника безопасности и нюансы обработки

Как и любые другие сварочные работы, художественная сварка требует строгого соблюдения правил безопасности.

Неправильно используя оборудование, можно получить удар током, частично или полностью ослепнуть при воздействии ультрафиолета или попадании окалины, отравиться испарениями, возникающими от обработки металла, получить ожог в результате плавления материала или случайного взрыва баллона.

Подобные последствия опасны для здоровья и жизни, поэтому надо пользоваться маской и защитной одеждой. Лучше всего выбрать изделие со стеклом «хамелеон», которое меняет степень затемнения в зависимости от количества ультрафиолета, попадающего на поверхность

Перед тем как начать сваривать сталь, требуется освободить от посторонних предметов место работы. Начинать эксперименты в художественной сварке лучше с изделий простой формы.

Необходимо также хорошо изучить сварочную технику, чтобы прочно соединять детали конструкции и затрачивать на это минимум времени.

Какую выбрать полярность при сварке металла электродами

Инвертор для ручной дуговой сварки выдает постоянный ток. Если посмотреть на переднюю панель аппарата, то вы увидите, что на ней находятся два разъёма для подключения сварочных кабелей с метками + и -.

Прямая полярность: к плюсу аппарата подключается «прищепка», а к минусу держак.

Обратная полярность: к плюсу аппарата подключается держатель электрода, а к минусу зажим «прищепка» — масса.

Какую полярность выбрать? Об этот вопрос сломано немало копий. Если открыть учебные материалы по сварочному делу и спросить в интернете, часто можно услышать мнение, что на «прямой полярности» свариваемый металл лучше прогревается и проплавляется.

Практика это опровергает.

При сварке, на контакте с плюсом, выделяется больше тепла, поэтому на обратной полярности, держак подключён к плюсу, провар всегда глубже. В результате, на обратной полярности лучше сваривать металл с толстыми стенками. Это — профильная труба, пластины, уголок с толщиной 4-5 мм. И наоборот, на прямой полярности надо сваривать тонкий металл, толщиной не более 1.5-2 мм, чтобы избежать проплавления стенок и появления дырок.

Убедится в правдивости этого высказывания вы можете на практике. Возьмите сварочный инвертор, установите сварочный ток на 100 А. Подключите к разъёмам аппарата держатель электрода и массу и разрежьте металл, — пластину толщиной 4-5 мм, уголок или арматуру сначала на прямой, а потом на обратной полярности, не меняя силу тока и электрод диаметром 3 мм. Вы увидите, что на обратной полярности резка металла идёт быстрее.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]