Кельма для декоративной штукатурки: разновидности и особенности применения

Декоративная штукатурка – это один из действенных видов отделочных работ. Она может использоваться для обработки внешних поверхностей зданий и сооружений, для штукатурки стен внутри помещений. Чтобы качественно выполнить работу, необходим специальный инструмент: штукатурный шпатель.

Кельма – это ручной инструмент, отшлифованный с двух сторон, предназначенный для штукатурки стен. Рукоятка исполнена из древесины или пластмассы изогнутой формы. Существует целая группа инструментов, которая предназначена для штукатурных работ. О том, что такое кельма и каким видом инструмента осуществляется декоративное покрытие рабочих поверхностей, читайте ниже.

Что такое кельма

Инструмент, название которого пришло из немецкого языка (kelle), по-русски называют мастерком. Подробнее определение кельмы вы можете прочитать в википедии. Инструмент предназначен для выполнения многих операций, связанных с нанесением и формированием раствора. Можно, например, отмеривать нужное количество сыпучих компонентов и замешивать раствор. Набрав мастерком или наложив смесь на лопатку шпателем, с помощью этого универсального инструмента ее наносят на основание.

Ровные прямые боковые края мастерка дают возможность подобрать излишки смеси с поверхности стены. Плоская (вогнутая или выпуклая) пластина применяется для разравнивания слоя раствора. Кельмой можно выполнять затирку или создавать декоративный рельеф из поверхностного слоя штукатурной массы.

Устройство и характеристики

Основными деталями мастерка являются пластинчатая лопатка, черенок, надёжно прикреплённый к основе, и ручка, насаженная на черенок. Каждая из деталей в различных модификациях инструмента имеет свои форму и особенности. Они зависят от вида операций, для которых предназначена модель.

Основными формами лопаток являются:

  • треугольная;
  • трапециевидная;
  • прямоугольная;
  • ромбовидная;
  • каплевидная;
  • овальная.

Каждая форма может иметь свои особенности: закруглённые углы, заострённые или скруглённые края боковых граней. Традиционный материал лопаток – сталь. Популярны изделия из нержавеющей стали — срок службы при соприкосновении с сырыми материалами зависит от устойчивости материала к коррозии.

Из иных металлов для лопаток применяют латунь и титан. Из современных материалов используют оргстекло и пластики. Толщина пластинки колеблется в пределах 0.5-2 мм.

Чтобы раствор легко соскальзывал с пластины, её полируют. С полированной нержавейки раствор слетает особенно легко.

Черенок в большинстве случаев изготавливают из металла.

Соединение его с пластиной может быть:

  • сварное;
  • винтовое;
  • клёпаное;
  • литое.

Рабочая пластинка и поверхность черенка из чёрного железа могут быть покрыты изолирующим, облагораживающим слоем. Для этого применяют анодирование, окрашивание или оцинковывание.

Форма черенка задаёт положение ручки по отношению к основанию. На второй его конец одевается съёмная ручка, торцы которой завершают металлический колпачок (укрепляющий место соединения ручки и черенка) и грибок (пятка), которым при работе подстукивают кирпич или укладываемую облицовочную плитку. Пятка из металла защищает ручку от ударов.

Ручка может быть деревянная пластиковая, резиновая, полимерная или металлическая (обрезиненная). Она должна прочно фиксироваться на черенке и быть удобной для удержания рукой. Длина ручки не менее ширины ладони штукатура.

Основные размеры кельмы – длина и наибольшая ширина лопатки, общая длина изделия. У разных модификаций свои параметры. Вес (в среднем) – 0.3-0.4 кг.

Мастерок, как и иные строительные инструменты, производители изготавливают в соответствии с Госстандартом 9533-81.

Что такое венецианская штукатурка и ее состав

Если стена по внешнему виду напоминает мраморную поверхность, но на ней нет швов, она отделана венецианской штукатуркой. Этот отделочный материал был придуман столетия назад в Древнем Риме. Когда кто-то придумал смешать мраморную пыль и гашеную известь. Получился эластичный состав, который на стенах смотрелся как натуральный мрамор. Для более четкого рисунка в смесь добавляли натуральные красители.

Самым популярным была глина. Стены имели рыжеватые или розоватые (в зависимости от цвета глины) разводы, что придавало отделке большую схожесть с натуральным мрамором. Чтобы покрытие было долговечным, оштукатуренную поверхность покрывали слоем воска, который потом полировали. Стены было не отличить от мрамора. Только швов не было.

И только спустя столетия, в эпоху Возрождения, венецианская штукатурка появилась в Венеции, где ее стали использовать вместо мраморных плит. Техника ее нанесения не была простой, но работа с венецианской штукатуркой намного легче, чем подгонка и шлифовка мраморных плит. Потому данный вид отделки стал очень популярен. Ею отделывали стены, потолки, колонны во дворцах. Отделка была красивой и долговечной, слабо реагировала на изменения влажности и температуры, что в условиях высокой влажности венецианских каналов привело буквально к повальному использованию этого материала. Способствовало популярности и то, что мраморную пыль привозить проще, да и стоит она дешевле. Остальные компоненты добавлялись добытые на месте. Слава о красивейшем отделочном материале распространялась купцами быстро, и называли его Венецианская штукатурка. С тех пор так и повелось.

Описанный выше состав венецианской штукатурки – мраморная пыль, гашеная известь и красящие добавки — используется до сих пор. Абсолютно натуральная отделка. Но есть составы, в которые добавляют синтетические красители (акриловые) или вместо извести используют современные связующие. Еще может быть сок каучуковых деревьев, истолченный гранит. Все или некоторые добавки содержатся — зависит от производителя, но называется этот материал тоже венецианская штукатурка, так как основной компонент – мраморная пыль – остается все тем же.

Основные разновидности кельмы

1. Кельма каменщика

Предназначена практически для всех операций укладки цементного состава при кирпичной кладке, а именно – дозирования сухих компонентов, замешивания и наложения раствора. Треугольной формы пластина, имеет длину 12-18 см, ширину – 10 см. Такая форма даёт возможность укладывать смесь в труднодоступных местах, подбирать излишки. Ручка крепится к стальной пластинке сверху по центру узкого края, её наклон можно изменить, чтобы сделать удобнее для каменщика. Ручку завершает металлический грибок (пятка), для пристукивания кирпича при укладке. Чтобы во время пристукивания раствор, соскальзывающий с лопатки, не попадал на руку, возвышение ручки над плоскостью снования делают не менее 40 мм. Сталь должна быть качественная, ведь мастерком пользуются и для откалывания кирпича.
2. Кельма для нанесения клея

При кладке газобетонных блоков по краю рабочей грани имеет зубчики (для профилирования поверхности клеевого состава). При малом объёме кладки можно использовать обычный зубчатый мастерок с прямоугольной пластинкой. При больших объёмах используют кельму-ковш с зубчатой режущей кромкой. Такой инструмент можно сделать самостоятельно.
3. Кельма для заполнения швов
Часто используется в паре с расшивкой. Широкая плоскость рабочей поверхности способствует держанию растворного запаса. На одном краю сделан приподнятый бортик, которым удобно пользоваться при заполнении горизонтальных швов, а с другой стороны находится высокая стенка с щелью 10 мм для заполнения штукатуркой вертикальных швов. Рукоятка инструмента как у сокола.
4. Венецианская кельма для декоративной штукатурки

Изначально предназначена для работы со смесями, содержащими мраморную муку или иные мельчайшие наполнители. Кельмы для венецианской штукатурки могут иметь идеально плоскую или вогнутую, тонкую, упругую, прочную пластинку различной конфигурации, обязательно скруглённые углы, ручку, размещённую над лопаткой по центру (для равномерного прижатия пластины к основанию), металл, не оставляющий чёрных следов при железнении. Основные размеры пластин: 20х8 и 24х10 см. Реже для нанесения декоративной штукатурки используют мастерки с размером пластины 28х12 см.
5. Кельма угловая

Имеет согнутую под прямым углом металлическую пластину. То, с какой стороны угла (внешней или внутренней) прикреплена ручка, определяет назначение инструмента для оштукатуривания лузг или усенков.
6. Кельма-расшивка

Используется при оформлении поверхности кладочных швов. Её пластина узкая, вытянутая, может быть плоской или иметь вогнутую либо выпуклую форму. Длина пластины 10-7.5 см, кончик может быть заострён.
7. Кельма зубчатая

При проходе создаёт на поверхности раствора гребенчатый рельеф, поэтому два края её прямоугольной металлической пластины представляют собой ряд зубцов. Высота зубчиков может быть от 4 до 10 мм. Таким инструментов наносят клеевой состав при создании системы «мокрый фасад» перед нанесением армирующих сеток, приклеивания облицовочной плитки. Ручка прикреплена к тыльной стороне пластины по центру.
8. Кельма затирочная

Используется для разглаживания раствора и для затирки. Ею прокатывают камешки в декоративной штукатурке короед, ею железнят. Размеры пластины такие же, как у венецианской и зубчатой.
9. Кельма штукатурная

Используется для черновых работ при нанесении и разравнивании выравнивающей штукатурки. Поэтому размер и форма пластины должны способствовать набору достаточного количества раствора и набросу его на стену. Наиболее удобны каплеобразные пластины длиной – 19, шириной – 16 см.
10. Кельма плиточника

Предназначена для нанесения и выравнивания клеевого слоя . форма листа лопатки трапециевидная или каплевидная. Углы срезаны по прямой. Ручка на торце обязательно должна быть усилена металлическим элементом – грибком или колпачком для подстукивания.
11. Кельма бетонщика
Похожа на кельму каменщика, отличается длиной лопатки (длина до 20, ширина – до 16 см), а также закруглением всех углов стальной пластины. Закруглённые углы позволяют выравнивать раствор, не оставляя резких полос на большой площади.
12. Кельма отделочника

Отличается разнообразием форм пластин, главным достоинством которых является очень высокая степень гладкости рабочей поверхности. Для пластин используют только нержавеющую сталь. Сюда входит и венецианский мастерок.
13. Кельма печника

Не обязательно должна иметь большие размеры, так как раствор наносится только для кладки одного кирпича. Поэтому достаточно пластины длиной 10-12 см, шириной – 6-8 см. Мастера рекомендуют срезанный плоский носик, которым можно работать в узких полостях. Углы округлены.
14. Английская

Получила название по месту появления. Инструмент имеет края с разной конфигурацией. Один край (изогнутый и острый) предназначен для раскалывания кирпичей, второй край (прямой с округлой кромкой) – для удобного набирания раствора и подбирания излишков. Такой инструмент быстрее осваивают левши
15. Филадельфийская (она же канадская)
Имеет отличия от английской, заключающиеся в ширине лопатки (она гораздо шире, чем у обычных мастерков) и в том, как загнуты края.
16. Прозрачная кельма

Для нанесения жидких обоев изготавливается либо из прозрачного пластика, либо из оргстекла. Пластина прямоугольной формы позволяет визуально контролировать процесс нанесения жидких обоев

Виды кельм и их назначение

При таком разнообразии форм и размеров мастерок выполняет множество задач. Но чтобы подобрать подходящую модель, учитывают ее назначение.

Кельма бетонщика

У них лопатка треугольной формы, длиной от 120 до 180 мм.

Применяется для размешивания, дозирования и нанесения цементных растворов при укладке кирпича и камня.

Также используется при размешивании. Модель применяют каменщики, когда наносят раствор на труднодоступные участки.

Мастерок каменщика

Лопатка также треугольная, но сильно закругленная.

Такой вариант удобней при перемешивании и нанесении растворов разной плотности. Из-за отсутствия острых углов материал распределяется равномернее. Размеры инструмента также же – 120–180 мм.

Кельма плиточника

Здесь платформа выполнена в виде капли, но узкой.

Связано это с тем, что при кладке плитки объем клея или раствора намного меньше, а вот распределять его нужно точнее.

Модель для отделочных работ

Это узкий и короткий инструмент, применяется для набрасывания и выравнивания гипсовых и цементных растворов.

Мастерок штукатурный

Отличается широкой лопаткой каплевидной формы с острым концом.

Это универсальное приспособление для размешивания и затирания растворов разной степени вязкости.

Затирочная кельма

У этой модели лопатка выполнена в виде прямоугольника, а шейка чаще закреплена не на краю платформы, а по центру.

Модель используется не столько для набрасывания раствора, сколько для выравнивания, так как обладает большой рабочей поверхностью.

Выпускают несколько подвидов изделия: с разными размерами для работ с тяжелой и легкой штукатуркой, из разных материалов – стальные, пластиковые, из оргстекла.

Объединяет варианты одна особенность: зеркальная полировка рабочей платформы.

При выравнивании штукатурки, особенно венецианской, гладкость лопатки – залог результата.

Затирочная кельма с зубцами

Это еще одна разновидность затирочной модели, отличающаяся от предыдущей наличием зубцов длиной в 4–10 мм.

Применяется для разглаживания нанесенного штукатурного слоя, а также для равномерного распределения клея по поверхности.

Мастерок для расшивки

Имеет лопатку выполненую в форме узкой полоски, заточенной с одной стороны и закругленной с другой.

Лезвие используют для расшивки горизонтальных швов, тупой конец – для расшивки вертикальных.

Кельма для внутренних углов

Эта модель выполнена в виде угловой лопатки, и предназначена для обработки внутренних углов.

Мастерок для внешних углов

Аналогичная модель, выполнена также в виде угловой лопатки, но сгиб идет наружу, и предназначена она для обработки наружных углов.

Также существуют и другие модели мастерков в виде аналогичных форм с незначительными изменениями, например: трапециевидная, треугольная и др.

Критерии выбора кельмы

Результат оштукатуривания во многом зависит и от правильного выбора модификации и качества инструмента.

Критерии выбора:

  • материал рабочей части (для тяжёлых растворов на цементе выбирают металлическую лопатку, для гипсовых смесей сгодится пластиковый инструмент);
  • форма пластины;
  • размеры изделия;
  • форма изгиба лопатки (плоскость, выпуклость, вогнутость);
  • форма, материал, удобство ручки;
  • наличие на ручке наконечника и грибка;
  • вес инструмента;
  • соответствие определённому виду работ;
  • возможность замены лопатки или ручки;
  • производитель;
  • стоимость.

Рекомендации по выбору

Одним из главным критерием выбора инструмента для декоративной штукатурки является легкость. Для получения качественного результата над одним квадратным метром приходится работать неоднократно. Как минимум это нанесение раствора, затирка и сглаживание переходов. Причем порции должны быть небольшими и важно следить за временем, так как рабочее время декора ограничено коротким временем. Это обосновано водной основой и тонким слоем, а также поверхность впитывает влагу. В конечном итоге тяжелой кельмой большие объемы из-за банальной усталости отделать становится невозможным.


Источник oboykin.ru

Далее – площадка:

  1. Она обязательно должна быть ровной и отполированной. Только таким инструментом можно сформировать ровную плоскость. Любое повреждение не только влияет на качество покрытия, но провоцирует излишнее прилипание раствора. А к таким участкам рабочий состав будет тянуться как во время нанесения, так и затирки штукатурки.
  2. Еще один важный момент касается углов подошвы. Они должны быть закругленными. От острых всегда остаются ненужные следы на покрытии. А ведь дальнейшая шлифовка декоративной штукатурки по технологии не практикуется.
  3. Что же касается формы, то здесь зависимость сводится к масштабности объекта и наличию либо отсутствию труднодоступных участков. Например, когда в помещении много проемов с окнами и дверьми, иных препятствий, то лучше отдать предпочтение узким образцам.

Источник tildacdn.com

Третий критерий выбора кельмы для штукатурки – рукоятка. Она должна быть удобной, может весить больше самой площадки. Рекомендуется отдавать предпочтение антискользящим ручкам. Это может быть деревянный вариант, рельефное, фактурное исполнение либо прорезиненное покрытие. Последнее практически не натирает мозоли. Важно, чтобы инструмент можно было надежно удерживать в нужном положении во время работы. Тогда проще контролировать рабочую площадку относительно давления и наклона.

Приемы нанесения штукатурки кельмой

В штукатурном ремесле существует два основных приёма нанесения раствора кельмой для штукатурки:

  • накидывание (выполняют при нанесении черновой выравнивающей штукатурки – слоёв обрызга и грунта);
  • намазывание (этим приёмом наносят грунт, накрывку, декоративные составы).

Есть ещё способ нанесения, применяемый только в декоративном оштукатуривании – перенесение раствора торцеванием. Раствор накладывают на лопатку шпателем и распределяют по поверхности пластины. Прижимая к основанию и отводя инструмент, оставляют в виде бахромчатого отпечатка часть раствора.

Для накидывания подходят мастерок, ручка которого прикреплена с торца инструмента, приподнята над лопаткой и отведена от неё. Раствор зачерпывают на лопатку из ёмкости или набирают с сокола и, поднеся к стене, резким движением кисти скидывают массу на стену. В движении участвует лишь кисть, осуществляющая взмах и резкую остановку. По инерции раствор слетает с пластины и летит к стене.

Остановку кисти делают тем резче, чем тяжелее раствор.

Для набрызга раствор делают жиже и накидывают так, чтобы он разбрызгивался, вжимаясь в основание при ударе. Для грунта бросок делают мягче, чтобы раствор лишь лёг на основание, не разбрызгиваясь.

Для намазывания используют инструменты с прямоугольными лопатками. Инструмент со смесью подносят к стене, держа лопатку под углом к основанию. Прижав пластиной раствор к стене, оставляют между нижним краем плоскости пластины и стеной расстояние равное толщине наносимого слоя. Проводя лопатку вдоль поверхности стены, штукатурную массу намазывают ровным слоем.

В декоративной штукатурке мазки бывают таких типов: мокрое-сухое (начало мазка на свежеуложенном растворе) или сухое-мокрое (начало мазка на необработанной поверхности).

Самой тонкой работой считается нанесение слоёв венецианки. Раствор на край лопатки наносят шпателем малыми дозами. Мазки делают дугообразными. Смесь наносят хаотично очень тонкими мазками (т. к. наполнителем является каменная мука), зазор между свободным краем кельмы и стеной держат примерно равным толщине пальца. Покрытие делается трёх- и более слойным, начиная с базового слоя.

Версальская штукатурка

Даже начинающему мастеру по силам создать дома роскошное величие парижских дворцов. Технология нанесения «Версаль» довольно прост Потребуется гипсовая шпатлевка, при этом ая.в равных количествах смешиваются финишные и стартовые марки. Наносится состав после высыхания грунтовки, последовательность действий выглядит так:

  1. Раствор наносится на стены хаотичными короткими мазками. Слой штукатурки — около 3 мм. Лучше начинать от стыков и углов стены.
  2. Далее гладилкой или большой кельмой наносится рельеф волнообразными движениями. При перемещении и отрыве кельмы получаются хаотичные разводы.
  3. При переходе к последующему участку делается нахлест, для непрерывности рисунка раствор немного растягивается на предыдущий слой.
  4. На просушку стены уйдет около двух суток.
  5. Потом поверхность полируется металлическим шпателем, чтобы удалить острые части рельефа, сделав фактуру более ровной. Потом полировка осуществляется наждачной бумагой.
  6. Вся образовавшаяся пыль удаляется, стена грунтуется составом, который подходит для акриловых красок.
  7. Поверхность окрашивается валиком, сушится пару часов.
  8. Пудра для серебрения или золочения (тоже продается в строительных магазинах) разводится в грунтовке или акриловом лаке. Наносится поролоновым валиком. Позолоту обычно наносят только на выступающие части. Потом наносится слой лака с добавлением глиттера, который придаст поверхности особенный блеск и защитит ее от влаги.

Оформленную таким образом стену можно спокойно подвергать мытью влажными тряпками.

У версальской техники есть и другая вариация: имитация плит из известняка. После нанесения базы требуется заставить мокрую штукатурку образовать многочисленные пики. Для этого кельму прижимают всей плоскостью к массе, потом отрывают ее перпендикулярно стене. Пики разглаживают, оставляя в глубине фактуру в виде выемок и впадин.

Неудачные участки можно переделать: достаточно разгладить некрасивый кусок, создать новые пики и обработать их верхушки. Высушенная стена окрашивается вручную, губкой требуется втирать акриловую краску. Чтобы усилить эффект, можно более светлый оттенок краски наносить только на выпуклые части.

Венецианская кельма своими руками

Кельма для декоративной штукатурки может быть изготовлена в домашних условиях. Например, венецианская кельма делается из тонкой листовой нержавейки.

Для этого выполняют следующие операции:

  • на лист наносят разметки;
  • вырезают прямоугольное полотно для лопатки;
  • закругляют углы;
  • металлический стержень для черенка изгибают и одним концом приваривают к пластине;
  • на втором конце нарезают резьбу для гайки;
  • делают из дерева ручку, насаживают на черенок, закрепляют гайкой;
  • обрабатывают края пластины наждачкой;
  • полируют всю пластину.

Видео по теме изготовление мастерка своими руками.

Обзор производителей

Как водится, инструменты различных производителей, испытанные многими штукатурами собственноручно, становятся популярными или, наоборот, отвергаются.

Из отличающихся высоким качеством и признанных лучшими можно привести следующие:

  1. Для венецианки лучшими считаются изделия трёх итальянских фирм: Oikos (деревянная ручка, лопатка из стали Oikos Inox, наиболее дорогая) признана лучшей для венецианок; Pavan (для тонкослойных, в том числе венецианских штукатурок) стоит почти в два раза дешевле; Armego А233 (лезвие толщиной 0.7 мм, цена в четыре раза ниже, чем у Oikos). Все эти орудия имеют закруглённые края, что удобно при работе.
  2. Для тонкослойных декоративных отделок французское изделие Senideco также признано одним из лучших. Им выполняют не только венецианку, но и шёлковую штукатурку.
  3. Из других мастерков для декоративной штукатурки хороши английский Haris и итальянский CO ME 310LEN.

Если вы строите дом или собираетесь произвести ремонт и выполнить штукатурный декор своими руками, то понадобятся инструменты, среди которых кельма для декоративной штукатурки и мастерок для выравнивания черновых растворов, являются не последними орудиями труда. После ознакомления с материалами статьи вы легко сориентируетесь в большом количестве различных моделей, предлагаемых рынком, и сможете выбрать то, что подходит для осуществления ваших идей.

Как создать фактуру из штукатурки на стене

Фактура на штукатурке зависит от размера и предназначения помещения, доступных материалов, возможностей мастера и полета фантазии. При помощи кельмы можно создать целый ряд рисунков на стенах. Давайте рассмотрим самые популярные варианты.

«Гротто». На стенах смотрится очень дорого, особенно темные и насыщенные оттенки.

Наносится 1 слой – грунтовка. Высыхает не менее 8 часов. 2 слой – штукатурка 2-3 мм. Тоже дать просохнуть не менее трех часов. 3 слой – та же штукатурка, но наносится она уже островками: кельма горизонтально обмакивается в ведро с материалом, а потом параллельно к поверхности прикасается к стене. Точечные легкие касания. В результате которых образовываются так называемые «горы». Их частота и высота зависит от вашего желания. После частичного просыхания (потрогайте их пальцем – они должны немного поддаваться) опять-таки кельмой выполняем приглаживания. Очень легко проводим по вершинам гор, сравнивая их. Не стоит все движения начинать с одой стороны. Постарайтесь сделать это хаотично – тогда не будет четких линий. После просыхания стены прокрашивают бесцветным лаком с помощью валика, либо же разводят штукатурку процентов на 30 водой и прокрашивают стену тоже валиком. После этого полностью просохшие стены полируют специальным прибором или вручную натирают шерстяной тряпкой. Гротто готово.

«Венецианская» штукатурка — один из самых модных и востребованных вариантов в данное время. Лучше всего выглядят светлые, нежные тона.

1 слой – грунтовка; 2 слой – штукатурка (смотрите на последовательность работы с гротто). Далее при помощи кельмы наносим просто мазки материала в разных направлениях. После частичного просыхания – приминаем. Берем штукатурку на пару тонов темнее и штукатурим кельмой снова. Материал заполнит промежутки между уже подсохшими мазками. Далее – выравнивание, высушивание, покрытие лаком и полировка. Для более заметного эффекта можно нанести на мочалку кардинально отличающийся цвет и мягко провести по стене. Создастся впечатление большей рельефности.

Декоративная штукатурка «Отточенто» – внешне очень схожа с венецианской штукатуркой. Повторяем 1 и 2 этапы (грунтовка, первый слой штукатурки). Далее наносим второй слой и разводим его по стене, выписывая кельмой лежачие восьмерки – что-то типа математического знака бесконечности. После частичного высыхания приминаем. Далее штукатурим немного отличающимся от предыдущего слоя цветом. Следующие шаги тоже известны: высыхание, полировка.

Если у вас нет художественных навыков — не беда. Не гонитесь за красивыми названиями. Сделайте такую фактуру, какую сможете. Просто проследите, чтоб по всей протяжности стен она была одинаковой.

В небольших помещениях такие помпезные фактуры, как гротто и венецианка не всегда уместны. Но если все же хочется чего-то особенного – усовершенствуйте инструмент самостоятельно: возьмите кельму и намотайте на нее нитку пряжи, леску с нанизанными бусинами или бисером, наденьте крепкий полиэтиленовый пакет, рыболовную сеть, прикрепите кухонную мочалку, фантазия бесконечна. И потом к еще не высохшей штукатурке прикоснитесь таким инструментом. Частота и размер рисунка зависит от вашего желания и умения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]